Небольшое снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ — с 8,75 до 8,5% — не было ни неожиданным, ни результативным. Макроэкономические показатели неплохие: снижается инфляция, в годовом исчислении удерживающаяся на рекордно низких уровнях, — 7,6% (в прошлом году в феврале в годовом исчислении инфляция составляла более 13%), относительно быстро растет промышленное производство — на 7% за январь. А аналитики Morgan Stanley, и так давшие России один из самых высоких прогнозов роста ВВП — 5,3% в 2010 г., уже собираются пересматривать этот прогноз в сторону увеличения.
Объясняя необходимость снижения ставки, первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев прежде всего говорил о необходимости стимулировать активность банковской системы, так как кредитование российской экономики развивается недостаточными темпами. За 2009 г. общий кредитный портфель российских банков вырос всего на 3%, в то время как за 2008 г. — на 34%.
Финансовые аналитики замечают, что этот мотив неубедительный: снижением ставок ЦБ РФ занимается уже более чем полгода, ставки достигли рекордно низких значений, но на оживлении кредитного рынка это не сказывается. Политика же ЦБ РФ, по мнению, выраженному в докладе Ассоциации российских банков, направлена на обеспечение выгодного для российских экспортеров стабильного курса рубля.
С этой точки зрения более важной представляется вторая часть объяснения А. Улюкаева причин снижения ставки рефинансирования. Первый зампред ЦБ РФ указал на относительно слабый рост мировой экономики и повышение суверенных рисков отдельных стран (он явно имел в виду Грецию), после чего справедливо заметил, что в этих условиях спекулянтам было бы интересно выйти на российский валютный рынок. Предотвратить курсовые риски — вот что действительно важно для Центробанка. Именно поэтому впервые в своей истории Центральный банк заранее предупредил, что в марте еще снизит ставку рефинансирования.
Впрочем, пока А. Улюкаев оценивает волатильность как невысокую: «Нам не приходится прибегать к пассивным интервенциям на границах плавающего коридора бивалютной корзины. Все, что мы делаем, — это активные интервенции, то есть внутри коридора мы совершаем плановое приобретение валюты исходя из нашего представления об объемах спроса и предложения, ожидаемых на внутреннем валютном рынке». Этими интервенциями, в частности, ЦБ РФ и сбивает настрой спекулянтов.
Аналитик Morgan Stanley Оливер Уик отмечает, что ЦБ РФ все более жестко управляет ликвидностью на российском рынке. Это хорошо только в том отношении, что рубль становится весьма предсказуемым. Отражает ли его курс реальную экономическую ситуацию в стране — вопрос.
Большинство аналитиков (60%) считают, что серьезные колебания курса рубля в ближайшие два месяца ожидать не стоит.