Привычные для строителей лицензии на выполнение работ не действуют с 1 января 2010 г. независимо от указанного в них срока действия. С этой даты единственным разрешительным документом на право проведения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, является свидетельство о допуске к таким видам работ. Постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 № 48 утверждены минимальные требования к допускам к работам в строительной сфере. Проанализируем новый документ, чтобы понять, каких изменений ждать на рынке строительства.
Замена лицензирования саморегулированием в градостроительной сфере привела к введению допусков к работам, обязанность оформлять которые возложена на СРО. Это своего рода разрешения, оформляемые в виде свидетельств, которые должен получить каждый участник строительного рынка, чтобы иметь право проводить строительные работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства. Эта обязанность закреплена в ст. 47 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ).
Получение допуска к работам означает, что организация подтвердила квалификацию своих специалистов и может осуществлять деятельность по соответствующему профилю на должном уровне. Перечень работ, выполнение которых запрещено без получения допуска, определен в приказе Минрегионразвития России от 09.12.2008 № 274 (далее — приказ № 274) (о разрешенных видах строительных работ без членства в СРО и без получения допуска читайте в «ЭЖ», 2010, № 6, ст. "Если жизнь без СРО?").
Напоминаем организациям, занимающимся деятельностью, на которую ранее выдавались строительные лицензии: виды деятельности, не поименованные в приказе № 274, могут осуществляться без каких-либо препятствий. Любые требования чиновников из контролирующих органов о предъявлении лицензий, допусков, разрешений на такие виды деятельности незаконны.
К сведению
Минрегионразвития России подготовил приказ от 30.12.2009 № 624 с новым перечнем видов работ, который придет на смену приказу № 274, но только после того, как будет зарегистрирован в Минюсте России, где он сейчас находится на регистрации.
Получить свидетельство о допуске к работам могут лишь те, кто отвечает определенным требованиям. Каждая СРО обязана самостоятельно разработать и утвердить требования к выдаче свидетельства о допуске к работам (подп. 1 п. 1 ст. 55.5 ГрК РФ).
Требования к выдаче свидетельств о допуске согласно п. 6 ст. 55.5 ГрК РФ должны содержать:
• квалификационные требования к работникам юридического лица (о наличии образования определенного уровня и профиля; о наличии определенного стажа работы) и к повышению их квалификации, профессиональной переподготовке;
• требование к численности соответствующих работников
В отношении опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства власть оставила за собой инструмент регулятивного воздействия в виде определения минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске. В пункте 9 ст. 55.5 ГрК РФ определено, что минимальные требования устанавливает Правительство РФ, что оно и сделало, утвердив постановление от 03.02.2010 № 48 (далее — постановление № 48). Важно отметить, что в этом документе речь идет только об основных и минимально допустимых требованиях. СРО в области строительной деятельности могут устанавливать и повышенные критерии выдачи допусков.
Сразу оговоримся, что новые требования коснулись только опасных, технически сложных и уникальных объектов, исчерпывающий перечень которых установлен в ст. 48.1 ГрК РФ. Это обширный перечень объектов, строительные работы с которыми теперь доступны только крупным строительным компаниям. Такой передел строительного рынка связан с принятием постановления № 48, в котором определены требования к кадровому составу компаний и его квалификации, имуществу участников строительного процесса. Далеко не все компании соответствуют новым требованиям.
Требования к штату
Чтобы получить допуск к работам, связанным со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо иметь в штате не менее 43 работников со специальным образованием и опытом работы в строительстве (от трех до пяти лет). Требования к кадровому составу ужесточились. Такой раздутый штат не предусматривался действовавшим в период лицензирования Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 № 174. Было лишь требование о наличии 50% штатной численности руководителей и специалистов в области проектирования (архитекторов, специалистов по градостроительному планированию и застройке территорий, конструкторов, технологов, специалистов по инженерному оборудованию, сетям и системам, транспорту, специальным разделам проекта), имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы по проектированию зданий и сооружений не менее пяти лет. Количественный состав персонала не был определен.
Для получения допуска к работам, связанным с подготовкой проектной документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю потребуется привлечь в штат не менее 12 работников со специальным образованием и опытом работы в строительстве (не менее пяти лет).
Организациям или предпринимателям, планирующим заниматься работами, связанными с инженерными изысканиями в целях подготовки проектной документации, потребуется десять работников, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы в области строительства от двух до пяти лет. А трем работникам основных профессий также потребуется квалификационный разряд не ниже 4-го.
Названные требования к кадровому составу учитывают только один вид работ. Если заявленных работ больше, кадровый состав рассчитывается по приведенной в постановлении № 48 формуле, представленной таким образом, что с увеличением видов работ количество работников растет.
Иные условия
Чтобы получить допуск к работам, связанным со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны иметь на праве собственности или ином законном основании здания и сооружения, строительные машины и механизмы, транспортные средства, средства технологического оснащения, передвижные энергетические установки, средства обеспечения безопасности, средства контроля и измерений, необходимые для выполнения соответствующих видов работ.
Для получения допуска к работам, связанным с подготовкой проектной документации, субъекту бизнеса надо иметь в собственности или на ином законном праве здания и сооружения, оборудование, электронно-вычислительные средства и лицензионное программное обеспечение, необходимое для выполнения соответствующих видов работ.
Для осуществления работ, связанных с инженерными изысканиями в целях подготовки проектной документации, требуется иметь в собственности или на ином законном праве здания и сооружения, сертифицированное, прошедшее метрологическую аттестацию оборудование.
Как видим, требования к имуществу конкретизированы по сравнению с Положением времен лицензирования. Тогда требовалось лишь наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.
Помимо кадровых и имущественных требований постановление № 48 сохранило обязанность участника строительного рынка повышать квалификацию своих работников не реже одного раза в пять лет, а также иметь систему контроля качества.
Передел рынка
Очевидно, что новые кадровые требования доступны только крупным игрокам строительного рынка. С началом действия постановления № 48 число участников строительного рынка сократится за счет мелких, как правило узкоспециализированных, организаций, привлекаемых на масштабные строительные объекты все теми же крупными строительными компаниями (на строительстве одного крупного объекта может работать до 100 субподрядчиков). Введение в действие постановления № 48, несомненно, сократит конкуренцию, следствием чего станет рост цен на строительные работы. Увеличится и число безработных строителей.
Реакция бизнеса
Представители проектного сообщества — Национального объединения СРО проектировщиков (НОП) выразили негативное отношение к постановлению № 48 на прошедшем 16 февраля 2010 г. Совете НОП. Из материалов, представленных на сайте НОП (www.nop-sro.ru), следует: документ правительства оценен как избыточный административный барьер в области проектирования, что противоречит государственной политике. В обоснование приводится пример: проектная организация, работающая всего по 3—6 направлениям, будет вынуждена иметь штат постоянных сотрудников в несколько десятков человек.
По итогам обсуждения принято решение направить саморегулируемым организациям — членам НОП запросы о представлении до 1 марта 2010 г. аргументированных замечаний по положениям постановления № 48 и альтернативных предложений с целью нейтрализации негативных последствий его действия. НОП планирует скоординировать свои действия с национальными объединениями изыскателей и строителей, чтобы совместно обратиться в Правительство РФ с просьбой о внесении изменений в постановление № 48 с учетом замечаний и предложений.
Как видим, новый документ создал значительные трудности для малых и средних участников строительного рынка, разрешить которые могут только изменения в еще не опробированный документ. Избежать дальнейших промахов со стороны государства, устраняющегося от прямого регулирования, поможет учет мнений специалистов, в чьей профессиональной области планируются нововведения.