«Железнодорожные» споры в трактовке ВАС РФ* («Ваш партнер-консультант», № 07, 2010 г.)

| статьи | печать

Президиум Высшего арбитражного суда РФ на заседании 18 февраля 2010 г. рассмотрел несколько проектов документов, касающихся взаимоотношений железнодорожных перевозчиков с потребителями их услуг. Обсудим один из них.

Речь о проекте постановления Пленума ВАС РФ «О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 г. № 30 „О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“» (далее — проект, постановление и Устав соответственно).

Напомним, что Устав регулирует отношения между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Он также устанавливает права, обязанности и ответственность перечисленных лиц.

Пользование вагонами без договоров

В статьях 55 и 56 Устава указывается на необходимость заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договора на подачу и уборку вагонов.

Буква закона

Статья 2 Устава

Железнодорожные пути необщего пользования — железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

В пункте 2 постановления разъяснен порядок заключения таких договоров. Президиум Высшего арбитражного суда РФ счел необходимым дополнить его абзацем, объясняющим, как быть при рассмотрении спора о взимании сумм за пользование вагонами (нахождение их у грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования), если между сторонами в нарушение Устава не заключались названные выше договоры.

В проекте отмечается, что при возникновении подобной ситуации суммы необходимо взимать по правилам об обязательствах вследствие неосновательного обогащения.

Справка

Последствия неосновательного обогащения предусмотрены главой 60 ГК РФ. В частности, в ст. 1102 названного Кодекса предусмотрено, что лицо, которое без оснований, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой, приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, закрепленных в ст. 1109 Гражданского кодекса РФ.

В нем также говорится, что суммы взимаются с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки до момента получения перевозчиком уведомления о готовности вагонов к уборке или с момента передачи вагонов владельцам путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на такие пути. При определении размера неосновательного обогащения следует руководствоваться положениями Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2) (утверждены постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 № 35/12), регулирующих сходные отношения.

Ответственность за недогруз

Согласно ст. 116 Устава грузоотправитель освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой перевозчиком заявки на перевозку грузов вследствие обстоятельств, при которых операции по погрузке и выгрузке выполнять запрещено. В пункте 10 постановления сказано, что, если невыполнение заявки, по мнению грузоотправителя, произошло по названной причине, он должен приложить к учетной карточке соответствующие акты или указания компетентных органов о запрещении погрузки или выгрузки в определенные дни.

Проект предусматривает следующее дополнение к названному пункту, основанное на содержании ст. 116 Устава. За невыполнение принятой перевозчиком заявки грузоотправитель не освобождается от уплаты штрафа, если им выполнена заявка в вагонах, но не выполнена в тоннах. В таких случаях с грузоотправителя взыскивается штраф за каждую непогруженную тонну в размерах, определенных ст. 94 Устава.

Пригодность вагонов и контейнеров

В пункте 13 постановления, в частности, разъяснено, что согласно ст. 20 Устава перевозчик обязан подавать под погрузку исправные вагоны и контейнеры, очищенные внутри и снаружи от остатков ранее перевозимых грузов, годные для перевозки конкретного груза, со снятыми приспособлениями для крепления (за исключением несъемных). В необходимых случаях их промывают и дезинфицируют. Техническую пригодность подаваемых вагонов и контейнеров определяет перевозчик.

Президиум ВАС РФ счел необходимым пояснить, что перевозчик определяет пригодность вагонов и контейнеров независимо от того, принадлежат они ему на праве собственности или ином праве. Под пригодностью в техническом отношении следует понимать отвечающее установленным техническим требованиям состояние связанных с движением вагонов конструкций, узлов и деталей, обеспечивающее безопасность их эксплуатации.

Коммерческая пригодность

Пункт 15 постановления посвящен вопросам коммерческой пригодности вагонов и контейнеров. Если погрузку обеспечивает грузоотправитель, именно он определяет их пригодность в коммерческом отношении для перевозки конкретных грузов. В проекте уточняется, что согласно ст. 20 Устава под такой пригодностью понимаются состояние грузовых отсеков вагонов и контейнеров, пригодных для перевозки указанных грузов, особенности внутренних конструкций кузовов, влияющих на состояние грузов при погрузке и выгрузке. Необходимо также отсутствие постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах.

Проект также вносит разъяснения, касающиеся последствий отказа грузоотправителя при обнаружении коммерческой непригодности. Обязанность заменить вагоны и контейнеры в порядке, установленном ч. 6 ст. 20 Устава, возникает у перевозчика, если погрузка осуществляется в вагоны и контейнеры, принадлежащие ему на праве собственности или ином праве. В иных случаях такая обязанность возникает у перевозчика при условии соблюдения грузоотправителем общих правил подачи вагонов под погрузку (по заявке последнего, поданной в соответствии со ст. 11 Устава).

Расчеты через технологический центр

Важны дополнения, вносимые проектом в п. 21 постановления. В этом пункте разъясняется, что, когда сторонами заключен договор о производстве расчетов через технологический центр по обработке перевозочных документов, перевозчик может использовать полученные денежные средства, учитываемые на лицевом счете такого центра, только в качестве платежей в целях, предусмотренных договором. Проект уточняет, что в этом случае имеются в виду и иные аналогичные соглашения, например об организации расчетов, о централизованных расчетах, о расчетах через единый лицевой счет.

Если перевозчик использовал перечисленные суммы не в соответствии с договором, грузоотправитель (грузополучатель) вправе по своему выбору предъявить к нему (с соблюдением претензионного порядка) требования о взыскании соответствующей суммы либо об обязании перевозчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете.

В проекте разъясняется, что по своей правовой природе такие требования относятся к требованиям имущественного характера. Они рассматриваются в порядке искового производства, госпошлина по которому уплачивается в размерах, установленных подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ. Порядок прекращения отношений, связанных с расчетами через технологический центр, в том числе сроки возврата средств при прекращении отношений, определяется соглашением сторон. Поэтому, если стороны не договорились об ином, односторонний отказ от таких расчетов не допускается, принимая во внимание, что к расчетам через технологический центр нормы главы 45 ГК РФ не применяются.

Напомним, что названной главой регулируются правоотношения по договору банковского счета.

Как применять статью 395 ГК РФ

Разъяснения, содержащиеся в п. 23 постановления, связаны с последствиями несоблюдения перевозчиком условий договора о расчетах через технологический центр. В нем указано, что проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ст. 395 ГК РФ, могут быть взысканы грузоотправителем (грузополучателем) с перевозчика независимо от того, какой иск был предъявлен: о внесении изменений в записи на лицевом счете либо о взыскании с перевозчика соответствующей суммы.

Справка

Статья 395 ГК РФ, в частности, устанавливает, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

В проекте разъясняется, что требования о взыскании таких процентов в связи с незаконным использованием перевозчиком денежных средств, учитываемых на лицевом счете, являются дополнительными. Поэтому в силу ст. 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по требованиям о восстановлении записи на указанном счете или о возврате необоснованно использованных им сумм истекает срок исковой давности и по требованию об уплате процентов, начисляемых согласно ст. 395 ГК РФ. Такие проценты подлежат начислению с момента незаконного распоряжения перевозчиком перечисленными ему денежными средствами и соответственно до фактического восстановления записи на лицевом счете или возврата их истцу, если иное не установлено соглашением сторон.

Несвоевременная доставка

В пункте 25 постановления, в частности, указано, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку по доставке грузов арбитражным судам нужно руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (далее — Правила), утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 27 (в редакции приказа Минтранса России от 10.12.2009 № 233).

Проект дополняет этот пункт разъяснением, что в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с п. 5 Правил. Поэтому при взыскании соответствующих пеней необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом этого пункта. Если срок доставки не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток. Следует учитывать, что сроки доставки грузов увеличиваются и в случаях задержки доставки по причинам, указанным в п. 6 Правил.

Напомним, что в п. 5 Правил перечислены операции и обстоятельства, увеличивающие на определенное количество суток срок доставки грузов. А пункт 6 этого документа содержит перечень задержек, увеличивающих указанный срок. В частности, в этот перечень включена задержка на промежуточных станциях по причине неприема их станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев таких путей или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами. О причинах такой задержки груза, предусмотренных п. 6 Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет в установленном порядке акт общей формы в двух экземплярах.

*Начало. Окончание в следующем номере.