ОСАГО: расходы на ремонт
Федеральным законом от 01.02.2010 № 3-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
В соответствии с внесенными изменениями размер расходов на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, будет определяться с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, который определяется Правительством РФ. При этом на указанные комплектующие изделия не может начисляться износ свыше 80% их стоимости.
Закон вступил в силу с 14 февраля 2010 г.
Коэффициент индексации «несчастных» выплат
Страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенные до 1 января 2010 г., должны быть проиндексированы на коэффициент 1,1. Перерасчет ежемесячных страховых выплат ФСС России осуществляет с 1 января 2010 г. Напомним, проиндексированные ежемесячные страховые выплаты не могут превышать максимальный размер — 45 020 руб., установленный подп. 4 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 № 216-ФЗ
«О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
Указанный коэффициент утвержден постановлением Правительства РФ от 02.02.2010 № 36 и вступил в силу с 18 февраля 2010 г.
Со счета списали, а в казну не перечислили
Решением ВАС РФ от 25.12.2009 № ВАС-17582/08 признаны недействующими абз. 2 п. 1.6 приказа МНС России от 18.08.2000 № БГ-3-18/297 «О мерах по обеспечению принятия и реализации решений по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов» и одна из норм п. 2 письма МНС России от 09.10.2000 № ВП-6-18/788@ как не соответствующие п. 1 и 3 ст. 44 и п. 3 ст. 45 НК РФ.
Отныне налоговые инспекторы не вправе отражать на лицевом счете налогоплательщика в качестве недоимки суммы налогов, перечисленные бюджет, но так и не поступившие в казну. Как подчеркнули высшие арбитры, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Это изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога.
Формы решений по итогам проверок ФСС
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1014 утверждены формы документов, которые территориальные органы ФСС России будут оформлять по результатам камеральных и выездных проверок правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Речь идет о двух формах: решении о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и требовании об их возмещении. Они оформляются в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов. Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.
Напомним, что, если в срок, установленный в указанном требовании, страхователь не произвел возмещение расходов, не принятых к зачету, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2010 № 16103 и вступает в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования.
Зачет (возврат) страховых взносов
Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 № 979н утверждены формы, необходимые страхователям и фондам для зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.
К таким документам относятся акт совместной сверки расчетов (формы 21-ПФР и 21-ФСС РФ), заявление о зачете (формы 22-ПФР, 22-ФСС РФ), заявление о возврате (формы 23-ПФР, 23-ФСС РФ, 24-ПФР, 24-ФСС РФ), решение о зачете (формы 25-ПФР, 25-ФСС РФ, 27-ПФР, 27-ФСС РФ), решение о возврате (формы 26-ПФР, 26-ФСС РФ).
Приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования.
Учет страховых взносов
Определены правила для работодателей (в том числе «спецрежимников») для учета страховых взносов на обязательное социальное страхование, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам соцстраха.
Учет ведется на соответствующих балансовых счетах, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета. Расходы на выплату страхового обеспечения учитываются в виде пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и социального пособия на погребение.
Все суммы отражаются в новой форме 4-ФСС РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н.
Разработанные правила утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 № 908н, вступившим в силу с 2 февраля 2010 г.
Постановка и снятие с учета в инспекции
Минфин России приказом от 05.11.2009 № 114н утвердил порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах отдельных категорий налогоплательщиков
Данным порядком регламентируются процедуры постановки на учет (снятия с учета) в налоговых органах: организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, а также по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства; физических лиц (в том числе адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, физического лица по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортного средства, физического лица, в отношении которого поступили сведения о факте рождения, об установлении опеки (попечительства), при изменении места жительства и иных случаях); индивидуального предпринимателя, применяющего УСН на основе патента.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2010 № 16121 и вступает в силу с 10 марта 2010 г. (подробнее на с. 14).
Электронный документооборот
В целях унификации информационного взаимодействия в электронном виде между налогоплательщиками и налоговыми органами ФНС России издала приказ от 18.12.2009 № ММ-7-6/693@.
В документе описывается структура транспортного контейнера, формируемого и обрабатываемого программными средствами налогового органа в ходе информационного взаимодействия со специализированными операторами связи и абонентами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием ЭЦП для обеспечения организации электронного документооборота при представлении налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и иных документов. ПО, обеспечивающее прием, хранение и первичную обработку упомянутых документов, должно быть приведено в соответствии с утвержденным форматом.
Приказ вводится в действие с даты вступления в силу Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@.
Изменения в справку 2-НДФЛ
ФНС России приказом от 22.12.2009 № ММ-7-3/708@ утвердила изменения и дополнения в приложение № 2 к форме № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год». Напомним, что отчитаться за 2009 г. налоговые агенты должны до 1 апреля 2010 г.
В документе нашли отражение изменения, которые были внесены в Налоговый кодекс в 2009 г. Так, справочник «Коды доходов» дополнен кодом 1535 «Доходы, полученные по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых не являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг».
Внесены корректировки в наименования некоторых доходов. В справочник «Коды вычетов», в частности, включены коды 318 «Сумма, направленная на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них», 607 «Вычет в сумме уплаченных работодателем страховых взносов за работника в соответствии с Федеральным законом „О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений“, но не более 12 000 руб. в год».
Порядок индексации «детских» пособий в 2010 году
ФСС России в письме от 10.12.2009 № 02-10/07-12722 разъяснила порядок индексации пособий в текущем году.
С 1 января 2010 г. государственные пособия гражданам, имеющим детей, предусмотренные ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ, должны быть проиндексированы на коэффициент 1,1 (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ).
ФСС в данном письме обратила внимание на некоторые моменты.
При индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком данное пособие, исчисленное в процентном выражении (40%) от среднего заработка (дохода) и выплачиваемое лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, с 1 января 2010 г. подлежит перерасчету до минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, проиндексированного на коэффициент 1,1, если назначенное и выплачиваемое ежемесячное пособие по уходу за ребенком не достигает проиндексированного минимального размера указанного пособия.
При индексации максимального размера данное пособие, исчисленное в процентном выражении (40%) от среднего заработка (дохода) и выплачиваемое лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, в максимальном размере, установленном до индексации на коэффициент 1,1, с 1 января 2010 г. подлежит перерасчету в процентном выражении от среднего заработка (дохода), но не выше максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, проиндексированного на коэффициент 1,1.
Индексация размера единовременного пособия при рождении ребенка на коэффициент 1,1 применяется только в случае рождения ребенка 1 января 2010 г. и позднее.
Задолженность автотранспортной компании
Действующим законодательством РФ не предусмотрено возможности реструктуризации задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам для автотранспортных организаций.
Согласно п. 1 ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством РФ.
Правила, предусмотренные п. 1 ст. 59 НК РФ, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (п. 2 ст. 59 НК РФ).
В целях реализации ст. 59 НК РФ Правительством РФ утверждено постановление от 12.02.2001 № 100, согласно которому решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимаются в отношении ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций.
Другие основания для списания задолженности по пеням для организаций указанным постановлением Правительства РФ не предусмотрены.
Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 01.02.2010 № 03-02-07/1-34.
О копиях документов
Минфин России в письме от 01.02.2010 № 03-02-07/1-35 сообщил, что копии документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении налоговой проверки, нельзя изготавливать на черновиках, и разъяснил, что понимается под копией документа.
Копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы (п. 4 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477).
Заверенной копией документа признается копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу (п. 3.2 Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных приказом Росархива от 23.12.2009 № 76).
Аналогичные определения документа и копии документа закреплены п. 2.1.29 и 2.1.30 ГОСТ Р 51141—98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 27.02.98 № 28.
Состав реквизитов документов и требования к их оформлению установлены п. 2 и 3 ГОСТ Р 6.30—2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст.
Пунктом 3.27 указанного ГОСТа установлено, что на оборотной стороне последнего листа документа предусмотрено расположение отметки об исполнителе этого документа (инициалы и фамилия исполнителя и номер его телефона).
Учет доходов сотрудников
Организации следует вести персонифицированный учет доходов, полученных от нее физическими лицами.
Пока стоимость доходов, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ (подарки, призы и т.д.) и полученных от организации физическим лицом в налоговом периоде, не превысит 4000 руб., организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на нее не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в бюджет НДФЛ. Соответственно она не обязана представлять в инспекцию сведения о таких доходах.
Если размер доходов, предусмотренных п. 28 ст. 217 НК РФ и переданных (выплаченных) одному и тому же физическому лицу, превысит в налоговом периоде 4000 руб., организация будет признаваться налоговым агентом и должна исполнять обязанности, предусмотренные ст. 230 НК РФ для налоговых агентов.
Об этом говорится в письме Минфина России от 29.01.2010 № 03-04-06/6-4.
Форма учета доходов
Налоговые агенты обязаны вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, в том числе по каждому налогоплательщику (подп. 3 п. 3 ст. 24 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Минфином России. Однако до настоящего времени такая форма министерством не утверждена.
Поэтому налоговые агенты могут использовать самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год», утвержденной приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583.
Об этом Минфин России сообщил в письме от 21.01.2010 № 03-04-08/4-6.
Новые размеры пошлин
В связи с вступлением в силу изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.12.2009 № 374-ФЗ, ФНС России в письме от 25.01.2010 № МН-22-6/50 напомнила, что с 30 января 2010 г. установлены следующие размеры государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
— за государственную регистрацию юридического лица, за исключением госрегистрации ликвидации юридических лиц и (или) госрегистрации политических партий и региональных отделений политических партий, — 4000 руб.;
— за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за госрегистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, — 800 руб.;
— за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя — 800 руб.;
— за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя — 160 руб.