Уже несколько лет Правительство пытается одновременно бороться с инфляцией и активно противостоять укреплению рубля. Результат известен: еще ни разу Кабинету министров не удалось выдержать прогнозные годовые уровни этих показателей. Сейчас чаша весов экономической политики, похоже, склоняется в пользу снижения инфляции, а наша национальная валюта имеет все шансы серьезно увеличить свой вес.
Высокие темпы роста российской экономики после кризисного 1998 года правительственные экономисты объясняют благотворным влиянием резкой девальвации рубля, которая способствовала повышению цен на импортные товары и снижению их конкурентоспособности по сравнению с дешевой отечественной продукцией.
Неслабые сторонники слабой валюты
Активным сторонником слабого рубля является глава Минфина Алексей Кудрин, который неоднократно подчеркивал, что низкий курс отечественной денежной единицы способствует росту ВВП.
Позицию своего земляка поддерживает Президент, заметивший: «При большом поступлении нефтедолларов Центробанк вынужден изымать их и эмитировать рубли. Увеличение денежной массы в экономике ведет к повышению инфляции. Для того чтобы бороться с ней, ЦБ увеличивает номинальный курс национальной валюты, что ведет к росту реального эффективного курса и к расширению потока импортных товаров в Российскую Федерацию. В прошлом году он вырос на 28%, что подавляет развитие собственного сектора перерабатывающей промышленности».
К сведению
Европейские исследователи Джилермо Калво (Guillermo CALVO) и Кармен Рейнхарт (Carmen REINHART) провели анализ выборки, включающей 96 валютных кризисов (25 — в развитых странах и 71 — в развивающихся государствах). Вопреки стандартным предсказаниям учебников в обеих группах экономический рост после девальвации замедлился. Негативное воздействие на экономическую динамику оказалось особенно сильным для развивающихся рынков, где темпы роста упали в среднем на 2%, тогда как в развитых странах замедление составило лишь 0,2. При этом в 1990-е годы рецессии, следующие за девальвацией, стали более глубокими.
Источник: Ассоциация независимых центров
экономического анализа
Факты — упрямая вещь
Тем более неожиданными оказались результаты исследования, проведенного Экономической экспертной группой (ЭЭГ) во главе с Евсеем Гурвичем. Доля товаров отечественного производства в стоимостном выражении в 2000—2005 годах (в это время курс рубля постоянно укреплялся) не только не сократилась, а, наоборот, увеличилась с 70 до 75%.
Более того, если посмотреть на график, показывающий динамику индекса реального эффективного рубля и доли отечественного производителя во внутреннем спросе, то видно совпадение направления их движения. Снижение курса рубля сопровождается сокращением доли российских товаров на рынке, а его рост (что явно противоречит официальной точке зрения) происходит на фоне увеличения процента продукции нашего производства.
Конечно, в экономике на те или иные показатели одновременно действует несколько параметров, поэтому зачастую бывает сложно определить их причинно-следственные связи. Но факт остается фактом: в 2000—2005 годах укрепление рубля сопровождалось ростом доли отечественных товаров на рынке.
Сам руководитель ЭЭГ считает, что повышение курса отечественной валюты позволило нашим потребителям активнее покупать импортные товары, причем понижение их цен дало возможность россиянам экономить часть своих средств и приобретать на них изделия внутреннего производства.
Исследование также показало, что укрепление рубля по-разному отражается на развитии отдельных отраслей нашей экономики. Так, увеличение обменного курса на 1% на внутреннем рынке повышало в стоимостном выражении долю отечественного производителя в черной металлургии на 0,3%, а в химической промышленности — на 1,4%. В пищевой, лесной и целлюлозно-бумажной индустрии позитивный эффект вообще не наблюдался.
Вслед за представителями науки «крамольные» еще вчера идеи начинают высказывать чиновники весьма высокого ранга, причем работающие в Центральном Банке России, который устанавливает обменный курс нашей валюты. По мнению первого заместителя Председателя ЦБ Алексея Улюкаева, укрепление рубля не только не вредит российской экономике, но и, напротив, идет ей на пользу.
Глава Центробанка Сергей Игнатьев ранее неоднократно высказывал мнение, что укрепление отечественной денежной единицы не оказывает негативного влияния на экономический рост. Но на встречах с руководством страны он соглашался: ЦБ не должен допускать резкого повышения курса российской валюты (как известно, положение обязывает).
Цифры и факты
1,2% — повышение номинального эффективного курса рубля за 3 месяца 2006 года;
4,2% — укрепление реального (с поправкой на инфляцию) эффективного курса рубля за этот же период;
9% — прогнозный показатель роста реального эффективного курса рубля на весь 2006 год, определенный в Основных направлениях денежно-кредитной политики.
Источник: Центробанк РФ
Кому это выгодно
Несмотря на громогласные рассуждения официальных лиц, объясняющих занижение курса рубля заботой об отечественных производителях в обрабатывающих отраслях, самую большую выгоду от него извлекали сырьевые корпорации. Все последние годы они получали огромные дополнительные дивиденды, продавая валютную выручку по завышенному Центробанком курсу.
От укрепления рубля может пострадать и родное государство. Ведь в этом случае к потерям от неумелого использования средств Стабфонда и золотовалютных резервов добавится обесценение их средств в рублевом эквиваленте.
Большинство же российских обрабатывающих предприятий работает на внутренний рынок, поэтому нельзя сказать, что курс рубля имеет определяющее значение для их развития. Среди них много таких, которые занимаются сборкой продукции из импортных комплектующих. Они, безусловно, выиграют от укрепления национальной валюты, так же как и компании, которые намерены приобрести современное зарубежное оборудование.
Что же касается конкуренции с импортными товарами, то она просто необходима для стимулирования модернизации отечественного производства. Например, глава Мин-
экономразвития Герман Греф подчеркивает, что существует два типа конкуренции: по издержкам и по качеству.
Конкуренция по издержкам, преимущества которой и возникают у наших предприятий в результате занижения стоимости отечественной валюты, неизбежно приводит к деградации бизнеса. Все современные компании в экономически развитых странах стремятся выиграть конкурентное соревнование, создавая прежде всего новые качественные товары и поддерживая при этом определенный уровень затрат.
Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) считают, что слабый рубль помогает отечественным фирмам удерживать позиции на рынках и является среднесрочным фактором конкурентоспособности.
Но для стимулирования инвестиций и модернизации экономики, подчеркивают аналитики ЦМАКП, необходима сильная национальная валюта. То есть укрепление рубля выступает в качестве долгосрочного фактора конкурентоспособности, и без него переход к инвестиционно ориентированному росту экономики будет весьма затруднителен.
Есть еще одна сторона в этой дискуссии. От укрепления рубля выиграет население, которое сможет покупать на свои скромные доходы больше товаров и услуг. И отечественным производителям не грех побороться за их деньги.От
Парижа до Пекина
Укрепление рубля тесно связано с переходом к полной конвертируемости нашей национальной валюты, которая декларируется как одна из целей экономической политики России.
На проходившем в ТПП РФ на этой неделе заседании, посвященном превращению рубля в мировую валюту, Сергей Глазьев, член-корреспондент РАН, подчеркивал сильную ограниченность сферы обращения нашей денежной единицы. Для выхода из создавшейся ситуации нужно перевести расчеты по внешнеторговым контрактам российских компаний в рубли, что, кстати, соответствует международной практике.
Это даст толчок развитию рынка рубля, ведь спрос на отечественную валюту уже сегодня достаточно высок в странах СНГ и Европе. Переход же на расчеты в наших денежных единицах создаст дополнительные стимулы для их использования, поскольку иностранные партнеры станут открывать счета в рублях, причем не только в российских банках, но и за рубежом, а центробанки других государств станут формировать у себя его резервы.
По мнению Михаила Ершова, вице-президента Росбанка, в таком случае наши экспортоориентированные корпорации станут разворачиваться на рынок рублевого капитала, брать кредиты в национальной валюте и не будут заинтересованы в ее девальвации.
Сильная российская денежная единица может стать реальным весомым платежным средством в расчетах между отечественными и иностранными компаниями. И тогда можно будет с уверенностью сказать, что крепкому рублю БЫТЬ — от Парижа до Пекина.