В условиях экономического подъема в России и роста объема российско-финского таможенного транзита быстро развивается инфраструктура пограничной зоны.
По данным Управления финской таможни, российский импорт из страны Суоми, уже достигший отметки 50 млрд евро, только за лето 2005 г. вырос на 13%. Количество грузов, перевезенных автотранспортом через таможню из Финляндии в Россию, превысило 700 тыс. тонн. При этом работающие летом на пределе ключевые пограничные переходы Ваалимаа, Нуямаа и Иматра только с июля по сентябрь 2005 г. пропустили соответственно минимум по 462 тыс., 187 тыс. и 50 тыс. тонн грузов. Следствием этого стали не только круглосуточный режим их работы, но и создание новых пограничных переходов.
Для активизации экономического обмена недавно введен в строй самый восточный переход — Ниирала в Центральной финской Карелии. Планируется, что при пропускной способности 1,5 млн человек в год он также поможет ликвидировать многочасовые заторы. Строительство нового перехода стало поводом для пересмотра карты застройки промышленной зоны в Ниирала.
По проекту «Karjalan Business Link» (KarLink), финансируемому за счет евросоюзной программы «Euregio Karelia Naapuruusohjelma», заинтересованные в расширении российско-финских экономических связей близлежащие предприятия могут рассчитывать на всестороннюю помощь. По словам руководителя проекта г-на Юхани Някки, в условиях набирающего обороты трансграничного предпринимательства все больший интерес проявляется к внешней торговле и субподряду. Инициируя возникновение новых финских и российских предприятий, специалисты проекта способствуют установлению контактов по обе стороны границы — от поиска партнеров до организации хозяйственной деятельности.
Координируя таким образом действия предпринимателей, по расчетам участников проекта KarLink, в Центральной финской Карелии уже в ближайшее время возможно будет наладить не только торговый, туристический, сервисный бизнес. Успех финско-российских контактов гарантирован и в таких перспективных промышленных отраслях, как производство изделий из металла и пластика, технологии и процессы переработки отходов, транспортные и логистические услуги. Во всяком случае, по мнению г-на Ю. Някки, таможенный транзит через переходы Ваалимаа, Нуямаа, Иматра и Ниирала — важное звено в логистической бизнес-сети. Именно они способствуют росту предприятий с российским капиталом в Финляндии (сейчас их около 2,5 тыс.) во всех сферах — от торговли нефтью до путешествий.