Транзитные контейнерные перевозки по железной дороге из одного конца России в другой становятся такой же реальностью, как и в застойные годы развитого социализма. Это происходит на глазах у россиян, живущих вдоль Транссиба. Впервые по расписанию на маршруте Находка — Таганрог с февраля курсируют пять контейнерных поездов. Наблюдать отправление одного из них из дальневосточного порта Восточный, близ города Находка Приморского края, автору этих строк довелось в дни работы во Владивостоке международной конференции «Транссибирская магистраль в XXI веке: перспективы развития сотрудничества в области железнодорожных перевозок».
Радоваться или зажать кулаки?
«И то и другое, — сказал в порту знакомый докер. — Как не радоваться, когда объемы растут, а с ними — и заработки. Но зажимаем кулаки, дабы не сглазить. Помнишь ведь, контейнеры, бывало, в четыре этажа ставили, сейчас редко в два яруса увидишь. А имя мое не называй, не хочу опять безработным быть: намыкался уже».
Теперь он — работник ЗАО «Русская тройка». Эта интермодальная транспортная компания учреждена на паритетных началах ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Дальневосточное морское пароходство».
Первая контейнерная «русская тройка» с грузом южнокорейской компании Hyundai прибыла в пункт назначения через 10 суток.
Морским путем на это уходит от 30 до 40 суток в зависимости от портов перевалки и времени года.
С апреля прошлого года компания перевезла 20 000 контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ). А всего до конца 2006 г. планирует перевезти не менее 55-000 ДФЭ.
К сведению
ОАО «РЖД» в 2005 году привлекло синдицированный кредит на 600 млн дол. на лучших условиях, когда-либо предоставлявшихся российским компаниям.Ему первому среди них были присвоены кредитные рейтинги инвестиционного уровня:
Fitch: «BBB», прогноз «Стабильный» (август, 2005 г.);
Moody’s: «Baa2», прогноз «Стабильный» (октябрь 2005 г.);
Standard & Poor’s: «BBB-», прогноз «Стабильный» (октябрь 2005 г.).
Почему у птицы-тройки нет крыльев?
Вместо грезившегося размаха авторы и исполнители грандиозного проекта получили во Владивостоке отрезвляющий душ от собственных партнеров, ради которых, собственно, реанимировалась идея о сквозном коридоре для чужих товаров по российской территории.
Волкер Шлиеше, генеральный управляющий компании «Малтимодал Транспорт Эквипмент ГмбХ» (Германия), с сожалением отметил, что они вынуждены на время отказаться от перевалки грузов из Европы в Азию по Транссибу из-за ценовой политики российских перевозчиков.
По признанию Терухиши Коизуми, генерального секретаря Ассоциации транссибирских интермодальных операторов Японии, они тоже обеспокоены растущими на Транссибе тарифами, поэтому изучают и морские варианты.
«Если РЖД ставит цель — 1 миллион контейнеров в год, как этого достичь? — задается почти риторическим вопросом японский специалист. — Наши компании в убыток работать не будут. Еще им нужны гарантии по срокам и безопасности».
По словам Ким Ин Хвана, председателя Ассоциации корейских грузовых экспедиторов (Южная Корея), предпринимателей удивили в одночасье подскочившие тарифы. Такие решения надо принимать с учетом мнения всех своих партнеров, а также согласуясь с морскими тарифами. Чтобы вернуть корейских клиентов на Транссиб, надо срочно решать вопросы, связанные с:
-
железнодорожными тарифами;
-
таможенными строгостями;
-
условиями выполнения сроков доставки грузов.
Евгений Амбросов, генеральный директор ОАО «Дальневосточное морское пароходство», уверен, что, для того чтобы «сполна использовать потенциал Транссиба, нужен качественный скачок в виде государственной стратегии транспорта, увязывающей воедино интересы смежных хозяйствующих субъектов. В этом году морские тарифы во всем мире снижаются, а Транссиб поднимает их на 34%. Только за февраль объем перевозок на маршруте Шанхай (КНР) — Котка (Финляндия) упал в 3 раза».
Его коллега Александр Кононенко, вице-президент ОАО «Владивостокский морской торговый порт», напомнил, что в СССР был Союзтранзит, который справлялся с потоком контейнеров. Он пожелал «Русской тройке» широкой дороги, но высказался против концентрации логистики в одних руках.
Владимир ПУТИН, Президент России:
— Железнодорожная отрасль развивается весьма успешно. Без всяких сомнений, она является системообразующей с учетом огромного пространства, огромной территории Российской Федерации.
Составляющие сквозной ставки (в % по годам)
2005 г. |
2006 г. | |
Железнодорожный тариф |
50 |
62 |
Морской фрахт |
28 |
21 |
Стоимость контейнеров |
10 |
7 |
Терминальные услуги |
9 |
7 |
Агентские услуги |
2 |
2 |
Портовые сборы |
1 |
1 |
Источник: отчеты ОАО «ДМП» и ОАО «РЖД»
Слово за РЖД
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, несмотря на критику, не теряет оптимизма и считает, что возникающие проблемы можно решить. Одним из условий ликвидации узких мест он называет новую практику взаимоотношений железнодорожников с таможенниками и связистами.
В подтверждение его слов начальник Федеральной таможенной службы РФ Александр Жерихов и президент компании «ТрансТелеКом» Сергей Липатов рассказали о внедряемых и грядущих новшествах. Так, впервые именно в России внедрено электронное оформление таможенных деклараций и других документов. На очереди — электронная подпись клиентов и электронная (цифровая) пломба. Но прежде предстоит унифицировать программное обеспечение разных транспортных ведомств — железнодорожного, морского, авиационного, автомобильного, адаптировать к ним отправителей и получателей грузов.
ОАО «РЖД» теперь намерено предложить клиентам фирменный сервис: сквозные тарифы, точное соблюдение сроков доставки грузов, их полную безопасность и доставку «от двери к двери».