На роль первого в России мультимодального (всеобъемлющего) транспортного узла реально претендует столица Сибирского федерального округа — город Новосибирск. Презентация идеи такого грандиозного проекта прошла здесь, в стенах университета путей сообщения, когда в СФО находилась международная журналистская экспедиция «Сибирь — будущее России». Иностранные и российские репортеры, в том числе и спецкор «ЭЖ», лишний раз убедились, что город на Оби в самом деле находится в центре Евразийского континента.
Удачному географическому положению Новосибирска сопутствует не менее удачная транспортная схема, начало которой было положено еще в XIX веке сооружением огромного по тем временам, да и сейчас внушительного, железнодорожного моста через Обь.
Сегодня отсюда рельсы расходятся по пяти направлениям. Здесь пересекаются несколько федеральных автомобильных трасс.
По судоходной Оби можно выйти на Северный морской путь самого студёного океана.
Через новосибирский аэропорт Толмачево пролегают кратчайшие транзитные маршруты воздушных судов из Европы в Азию.
Администрация Новосибирской области, мэрия областного центра и управление Западно-Сибирской железной дороги ежегодно заключают трехстороннее соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. В нем, в частности, предусматривается возмещение из бюджетов субъекта Федерации и муниципального образования расходов на перевозку льготных категорий пассажиров. В прошлом году ОАО «Экспресс-пригород» перевезло на 4 млн пассажиров больше, чем в 2004 году, а прибыль компании вплотную приблизилась к миллиону рублей.
Государственно-частное партнерство приносит свои плоды и на воздушном транспорте. К примеру, губернатор Новосибирской области обязал исполнительные органы государственной власти активно взаимодействовать с главами местного самоуправления в реализации предложенных ОАО «Аэропорт Толмачево» инвестиционных проектов по созданию транспортной инфраструктуры.
Взаимодействие властных структур и бизнес-сообщества логично подсказало им мысль о создании крупного логистического центра. Уже сейчас общая площадь складских помещений вокруг Новосибирска превышает 650 тыс. кв. метров.
По оценке разных экспертов, создание в Новосибирске мультимодального транспортного узла позволит к 2010 году увеличить среднегодовой грузопоток по всем видам транспорта до 50 млн тонн.
Справка
Западно-Сибирская железная дорога в 2005 году
Общий пассажирооборот — 11 227 млн пассажиро-километров.
Первое место среди 17 железных дорог РФ по отправлению грузов — пятая часть общесетевой погрузки.
7522 млн руб. перечислено во внебюджетные социальные фонды и консолидированные бюджеты субъектов Федерации, на территории которых осуществляет свою хозяйственную деятельность ЗСЖД.
Источник: ОАО «РЖД»
К сведению Перспективы аэропорта Толмачево 2006 год — сдача в эксплуатацию грузового терминала площадью 3,5 тыс. кв. метров; окончание реконструкции и переоборудования существующего аэропортового комплекса; ввод трехзвездной гостиницы на 250 мест. 2009 год — ввод в действие второй взлетно-посадочной полосы, пассажирского терминала площадью 40 тыс. кв. метров, четырехзвездного отеля на 600 мест, трехъярусного отапливаемого паркинга на 500 автомобилей, автомобильной дороги между двумя аэровокзальными комплексами. Источник: ОАО «Аэропорт Толмачево»