Сколько ни борись, аппарат все равно разрастается. В успешно развивающихся компаниях это поначалу выглядит как необходимость и благо. Но приходит момент, когда вдруг оказывается, что эффективность хозяйствования все больше впадает в ступор, а управленческий аппарат разросся до злокачественной опухоли. И приходится его радикально оптимизировать — урезать, утрамбовывать и т. д. Судя по данным Росстата о численности чиновников в 2005 г., «корпорация» Россия находится на подъеме.
Число госслужащих (без учета занятых в сфере обороны и безопасности) за прошлый год выросло сразу на 143,5 тысячи. Увеличение выглядит впечатляюще, особенно если оценивать в процентах. Так, за 1995—2004 гг. среднегодовой прирост к предыдущему году составлял 2,31% (в 2004 г. — 1,4%), а в 2005-м — 10,9(!).
Конечно, сразу хочется озаботиться вопросом: что же случилось? Ответ, однако, не будет сногсшибательным, если посмотреть, за счет кого произошел «взрыв рождаемости» госслужащих. Львиную долю в их приросте обеспечили федералы — 138,8 тыс. человек (на 22,1% к 2004 г.). Причем наибольший прирост — на 28,8% — выдала федеральная исполнительная власть. Куда скромнее смотрится вклад законодательной власти (+2%), а также судебной и прокуратуры (+3,8%).
Впрочем, читателей больше интересуют не данные «скопом», а конкретные адреса. Что ж, секретов тут тоже нет. Федеральная налоговая служба... сократилась на 4325 человек (до 177,4 тыс.). Учитывая темпы роста арбитражных разборок, заданных налоговиками (см. «ЭЖ»
№ 13), это выглядит дезертирством. Хотя арбитражных судей свалившийся на них объем работы из колеи не выбил — числом они приросли за год на 1209 человек. Кстати, не сильно, но поредели ряды таможенников — на 92 работника. Хотя это тот случай, когда «отряд» не заметит потери «бойцов». Больше порадовать читателей, пожалуй, нечем.
Но вернемся к вопросу: почему в прошлом году произошел резкий рост числа госслужащих? С точки зрения экономических достижений для этого причин, конечно, не видно. Но отгоним мысль, что штаты множились под разрастание госсобственности. Оставим надежду, что все это ради будущих успехов в экономике и именно ради их достижения выстраивается система госуправления. Пик же этого строительства как раз и выпал на 2005 г.: создано 16 федеральных министерств, 35 служб и 33 агентства.
И это не предел. Росстат любезно предупреждает, что не все службы и агентства до конца сформированы и укомплектованы. То есть число служащих федеральных органов власти еще подрастет, хотя и не столь вызывающе.
Однако некоторые любящие побрюзжать аналитики уже заметили, что наш госаппарат, и ранее раздутый и неэффективный, нынче вообще разбух до одного чиновника на 100 человек населения. Что тут сказать? Вам приходилось когда-нибудь вдвоем-втроем поднимать, к примеру, фонарный столб? Со стороны это выглядит, может, и уморительно, для тех же, кто пытается «отвертикалить» такую конструкцию, решаемая задача не просто крайне тяжела, но еще и опасна для здоровья и самой жизни. Словом, народу для избежания жертв надо много больше.
Между тем вертикаль власти — штука куда более высокая и массивная. Чтобы поднять и обеспечивать ее незыблемость... В конце концов, есть же поговорка «не числом, так умением» — должна бы иметься и обратная зависимость. Короче говоря, надо понаблюдать, подождать результатов. Не выйдет — будем оптимизировать. Не впервой...
Численность работников органов государственной власти и местного самоуправления
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
тысяч человек | |||||||||||
В органах государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации — всего |
1061,8 |
1092,9 |
1109,5 |
1112,1 |
1135,3 |
1163,3 |
1140,6 |
1252,3 |
1300,5 |
1318,6 |
1462,0 |
на региональном уровне — всего |
1022,1 |
1055,0 |
1072,1 |
1076,2 |
1096,6 |
1124,3 |
1103,4 |
1214,5 |
1261,8 |
1283,0 |
1420,9 |
В федеральных органах государственной власти — всего |
527,2 |
547,3 |
558,6 |
519,9 |
527,6 |
522,5 |
504,9 |
590,3 |
615,9 |
628,0 |
766,8 |
на федеральном уровне — всего |
39,8 |
37,9 |
37,5 |
35,9 |
38,7 |
38,8 |
37,2 |
37,9 |
38,6 |
35,6 |
41,1 |
на региональном уровне — всего |
487,4 |
509,4 |
521,1 |
484,0 |
488,9 |
483,7 |
467,6 |
552,5 |
577,3 |
592,4 |
725,6 |
В органах государственной власти субъектов Российской Федерации — всего |
534,6 |
417,5 |
400,9 |
206,0 |
190,5 |
192,9 |
192,7 |
206,6 |
218,6 |
220,6 |
230,7 |
В органах местного самоуправления3 — всего |
- |
128,1 |
150,1 |
386,3 |
417,2 |
448,0 |
443,0 |
455,4 |
466,0 |
470,0 |
464,5 |
в процентах к предыдущему году | |||||||||||
В органах государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации — всего |
105,7 |
102,9 |
101,5 |
100,2 |
102,1 |
102,5 |
98,0 |
105,04 |
103,8 |
101,4 |
110,9 |
на региональном уровне — всего |
105,9 |
103,2 |
101,6 |
100,4 |
101,9 |
102,5 |
98,1 |
105,14 |
103,9 |
101,7 |
110,7 |
В федеральных органах государственной власти — всего |
108,5 |
103,8 |
102,1 |
93,1 |
101,5 |
99,0 |
96,6 |
106,14 |
104,3 |
102,0 |
122,1 |
в том числе в органах: законодательной власти |
109,8 |
106,1 |
105,1 |
78,5 |
126,5 |
113,8 |
101,9 |
107,4 |
98,0 |
97,4 |
102,0 |
исполнительной власти1 |
109,6 |
104,0 |
102,2 |
92,7 |
100,6 |
98,0 |
93,2 |
104,04 |
103,3 |
99,6 |
128,8 |
судебной власти и прокуратуры |
104,5 |
102,6 |
101,3 |
94,6 |
104,2 |
102,1 |
108,7 |
112,6 |
107,8 |
109,3 |
103,8 |
других государственных органах |
в 1,9 р. |
в 2,5 р. |
118,6 |
128,9 |
108,7 |
117,4 |
109,1 |
107,7 |
105,5 |
101,4 |
100,9 |
на федеральном уровне — всего |
101,0 |
95,5 |
98,8 |
95,7 |
107,8 |
100,4 |
95,9 |
101,6 |
102,1 |
92,0 |
115,7 |
в том числе в органах: законодательной власти |
109,8 |
106,1 |
105,1 |
78,5 |
126,5 |
108,4 |
91,1 |
112,7 |
101,3 |
94,4 |
102,0 |
исполнительной власти |
99,9 |
92,3 |
97,4 |
95,1 |
106,7 |
98,1 |
95,2 |
99,8 |
101,8 |
90,0 |
120,4 |
судебной власти и прокуратуры |
100 |
110,4 |
101,7 |
119,7 |
99,2 |
108,2 |
103,7 |
102,6 |
104,0 |
102,0 |
102,9 |
других государственных органах |
в 1,9 р. |
в 2,5 р. |
118,6 |
128,9 |
108,7 |
117,4 |
109,1 |
107,7 |
105,5 |
101,4 |
100,9 |
на региональном уровне — всего |
109,2 |
104,5 |
102,3 |
92,9 |
101,0 |
98,9 |
96,7 |
106,54 |
104,5 |
102,6 |
122,5 |
в том числе в органах: законодательной власти2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
в 3,2 р. |
76,8 |
70,3 |
134,6 |
101,5 |
исполнительной власти |
110,5 |
105,1 |
102,6 |
92,6 |
100,1 |
98,0 |
93,0 |
104,44 |
103,4 |
100,3 |
129,3 |
судебной власти и прокуратуры |
104,6 |
102,4 |
101,3 |
94,0 |
104,3 |
101,9 |
108,8 |
112,9 |
107,9 |
109,5 |
103,8 |
В органах государственной власти субъектов Российской Федерации — всего |
103,1 |
78,1 |
96,0 |
51,4 |
92,5 |
101,2 |
99,9 |
107,2 |
105,8 |
101,0 |
104,6 |
В органах местного самоуправления3 — всего |
- |
- |
117,1 |
в 2,6 р. |
108,0 |
107,4 |
98,9 |
102,8 |
102,3 |
100,9 |
98,8 |
1Информация по федеральным органам исполнительной власти приведена без МВД, МО, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, СВР, ФСБ, ФСО, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, до 2002 г. — без таможен (получили статус территориальных органов ФТС России в 2002 г.), включая Администрацию и аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, органы при Правительстве РФ, министерствах и ведомствах, осуществляющие государственное регулирование в соответствующей сфере деятельности.
2 Разработка данных о помощниках депутатов палат Федерального Собрания РФ осуществляется с 2000 г.
3 Формирование органов местного самоуправления из состава органов государственной власти субъектов РФ началось с 1996 г. в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
4 Темпы роста исчислены по сопоставимому кругу органов соответствующих ветвей власти.