Введенный недавно запрет на ввоз в Россию молдавских и грузинских вин в последнее время стал одной из самых обсуждаемых новостей. То, что этот запрет — мера не столько санитарная, сколько политическая, вряд ли вызывает у кого-либо сомнения. Причем в жертву политической необходимости были принесены требования законодательства.
Напомним, что формальным основанием для того, чтобы прекратить в России реализацию алкоголя из двух соседних республик, стало Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.03.2006 № 6 «Об усилении надзора за оборотом алкогольной продукции».
Однако в этом Постановлении говорится именно о том, что органы санитарно-эпидемиологического надзора должны более тщательно контролировать качество импортного алкоголя. Конкретные государства, заподозренные в поставке некачественного алкоголя, в нем не названы. Каких-либо карательных мер по отношению к нарушителям Постановление от 15.03.2006 № 6 также не предусматривает.
Виновные найдены
Уже через 10 дней после издания Постановления от 15.03.2006 № 6 Главный государственный санитарный врач РФ Г. Онищенко обнаружил, откуда исходит угроза российским потребителям.
Он направил нижестоящим организациям Письмо от 25.03.2006 № 0100/3267-06-23, в котором сообщил, что «наиболее часто не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям вина и виноматериалы, поступающие на территорию Российской Федерации из Республики Молдова и Республики Грузия». По сведениям Главного государственного санитарного врача, более 60% исследованной продукции этих стран не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
В Письме от 25.03.2006 №-0100/3267-06-23 сообщалось о том, что с 27.03.2006 приостановлено действие санитарно-эпидемиологических заключений на молдавское и грузинское вино (в том числе шампанские вина), а также виноматериалы. Действие заключений приостанавливалось с формулировкой «до устранения выявленных нарушений».
Кстати, речь в этом Письме шла не о любых молдавских и грузинских винах, а только о тех, что включены в специальный перечень, — Приложение к Письму от 25.03.2006 №-0100/3267-06-23. Однако увидеть этот перечень простому смертному не так-то просто, так как вместе с Письмом он не публиковался. Как пояснила нам пресс-секретарь Роспотребнадзора, документ этот предназначен строго для служебного пользования.
Этим дело не ограничилось, и 04.04.2006-Г.-Онищенко направил Письмо №-0100/3835-06-23, согласно которому запрет с 05.04.2006 распространяется также на коньяки.
Еще через два дня Главный санитарный врач РФ уже в качестве руководителя Роспотребнадзора направил в территориальные управления этого ведомства Письмо от 06.04.2006 №-0100/3851-06-32, в котором предлагал своим подчиненным приостановить действие всех выданных санитарно-эпидемиологических заключений на молдавские и грузинские вина и приостановить их реализацию.
А как же закон?!
Попробуем разобраться в том, соответствуют ли эти меры российскому законодательству.
В Письме от 25.03.2006 №-0100/3267-06-23 Г. Онищенко, сообщая о приостановлении действия выданных санитарно-эпидемиологических заключений на алкогольную продукцию, ссылается на подп. 5 п. 1 ст.-51 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии).
Но, открыв этот Закон, мы видим, что указанная норма дает главным государственным санитарным врачам и их заместителям право «принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению ввоза на территорию Российской Федерации продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам».
Санитарные врачи могут прибегать к данной мере при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Нетрудно заметить, что Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии разрешает приостанавливать ввоз продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения. А вот о том, что Главный государственный санитарный врач РФ вправе приостанавливать действие уже выданных заключений, в этом Законе ничего не сказано.
Что делать импортерам
О возможности приостановления действия заключений ничего не сказано ни в Приказе Роспотребнадзора от 21.11.2005 №-776 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации», ни в Приказе Минздрава России от 15.08.2001 №-325 «О-санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции».
Правда, постановлениями Правительства РФ от 21.12.2000 №-988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» и от 04.04.2001 №-262 «О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации» утверждена процедура, которая позволяет приостанавливать действие регистрационного свидетельства, выданного на тот или иной вид продукции, если она будет признана опасной для здоровья.
Но, во-первых, в этих правительственных документах речь идет именно о регистрационных свидетельствах, а не о санитарно-эпидемиологических заключениях, а во-вторых, действие данных постановлений на алкогольную продукцию не распространяется.
Надо сказать, что запрет на реализацию импортных вин небезупречен и с формальной точки зрения. Ведь о приостановлении действия выданных заключений Главный государственный санитарный врач просто сообщил в своих письмах как о свершившемся факте. А в Постановлении от 15.03.2006 №-6, на которое эти письма ссылаются, ни слова не сказано о подобных мерах.
Из этого видно, что у российских импортеров и продавцов вин и коньяков, которые понесли убытки в результате борьбы за санитарное благополучие населения, есть все основания добиваться признания не соответствующими закону писем от 25.03.2006 №-0100/3267-06-23 и от 04.04.2006 №0100/3835-06-23. Государственная Дума в среду, 19 апреля, приняла Постановление «О поддержке мер по ужесточению государственного фитосанитарного контроля пищевых продуктов, ввоз которых осуществляется на территорию РФ». Оно поддерживает принятые Главным санитарным врачом России Г. Онищенко меры по ужесточению государственного санитарного контроля в отношении пищевых продуктов, которые ввозятся на территорию России из Грузии и Молдавии. За принятие Постановления проголосовали 349 депутатов при необходимых 226 голосах. Депутаты выразили надежду на то, что грузинские и молдавские власти незамедлительно примут радикальные меры по повышению качества этой продукции и пресечению производства поддельной продукции.