С 15 февраля действуют внесенные в законодательство изменения, отменяющие обязательную сертификацию пищевой и парфюмерно-косметической продукции. Теперь, чтобы начать реализацию продукции, производитель должен лишь заполнить декларацию о соответствии товара, используя внутреннюю информацию компании или данные независимой лаборатории. Производители по-прежнему несут ответственность за безопасность продукции, но доказательств качества они не приводят. Собирать улики о вреде продукта для здоровья будут контролирующие органы и потребители. Подвох в том, что в стране нет регламентов о безопасности продукции, их только обещают разработать или позаимствовать у других стран.
Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 с 15 февраля отменена обязательная сертификация питьевой воды, сахара, соли, хлебобулочных и кондитерских изделий, овощных и рыбных консервов, мясных полуфабрикатов, колбас, алкоголя, пищевых концентратов, ароматизаторов, а также косметики и посуды.
Выданные до 15 февраля сертификаты будут действовать до истечения сроков. Далее российские производители и ретейлеры обещают, что продолжат следить за безопасностью продукции с помощью собственных отделов контроля.
Между тем защитники прав потребителей опасаются, что отмена обязательных сертификатов вызовет вал некачественной продукции, и призывают производителей проводить добровольную сертификацию. «В связи с изменениями в законодательстве и сложившимися тенденциями мы ожидаем увеличение числа жалоб потребителей на качество товаров, но скорее всего это станет заметно через несколько месяцев», — сообщила корреспонденту «ЭЖ» Мария Свиридова, юрист Общества защиты прав потребителей.
Долой липовые сертификаты
История внедрения обязательного сертифицирования и декларирования соответствия такова. Первоначально правительство во исполнение п. 4 ст. 7 Закона «О правах потребителей» составило перечни товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации (постановление от 13.08.97 № 1013). Два года спустя появился список исключений из этого правила — перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии (постановление от 07.07.99 № 766).
Закон «О техническом регулировании» сохранил данную схему. Правительство должно ежегодно пересматривать перечни. Ранее перечень для декларирования фактически представлял собой исключения из списка для сертификации. До 15 февраля в России 78% товаров подлежали обязательной сертификации. Сейчас список сокращен до 54%. Правительство собирается изменить схему: в отношении большинства товаров производители будут составлять декларацию соответствия и только некоторые — проходить обязательную сертификацию.
Как пояснил на заседании президиума правительства вице-премьер Виктор Зубков, переход к декларированию соответствия необходим, чтобы избавить предпринимателя от обязательного обращения в частные лаборатории за липовыми сертификатами. Чиновник признал, что большинство центров просто собирали деньги с компаний и печатали сертификаты, создавая иллюзию проводимых исследований. Таким образом, сертификация сводилась к платному подтверждению экспертизы, уже проведенной Роспотребнадзором. В целом по стране работает несколько тысяч лабораторий, из них около 400 выдает сертификаты на молочную продукцию.
Другая причина, по которой сертификация не действовала, — в России работает около миллиона предприятий оптовой торговли, в то время как в европейских странах их 10 000—20 000. Большинство торговцев и производителей — фирмы-однодневки, которые создаются для минимизации налогов и через несколько месяцев закрываются. На продуктах указываются несуществующие адреса, и спрашивать за качество продукта не с кого. Особенно эта проблема актуальна для товаров, реализуемых на розничных рынках.
Еще одна предпосылка отмены сертификатов: в настоящее время в отношении многих видов продукции фактически установлены избыточные (удвоенные и утроенные) процедуры проверки безопасности. По результатам контрольных мероприятий, например государственной регистрации и санитарно-эпидемиологической экспертизы, оформляются аналогичные официальные документы (свидетельства, заключения и т.д.).
Чтобы объяснить, чем руководствовались чиновники при отмене обязательных сертификатов, В. Зубков привел пример: «Как проводится оценка соответствия требованиям закона поведения обычного человека? Обязательное требование „не убий“, бесспорно, должно соблюдаться практически всегда. Но никто же не требует от вас каждый год получать (на платной основе!) справку, что вы не убийца. Хотя, казалось бы, трудно найти обязательное требование, в большей степени связанное с защитой жизни и здоровья, на что так любят опираться различные сертифицирующие инстанции».
Производители продуктов и косметики отныне не обязаны вкладываться в проведение экспертизы, даже если факт несоответствия подтвердится. Деньги на исследование подтверждения продукции требованиям безопасности будут выделяться из бюджета надзорным органам. «В среднем оформление сертификатов на продукцию обходилось нашей компании чуть менее 2 млн руб. в год. Но при этом стоимость самой сертификации составляла не более 20% суммы. Остальные средства шли на получение санитарно-эпидемиологических заключений, свидетельств о госрегистрации, испытания продукции», — рассказал корреспонденту «ЭЖ» директор по маркетингу и стратегическому развитию компании «ОСТ-Аква» Александр Анфиногенов.
В правительстве полагают, что вырученные из-за отмены обязательной сертификации средства производители будут использовать для расширения, модернизации производства и в конечном итоге для повышения качества продукции. Эксперты в этом сомневаются: в стране нет стимулов для производства высококачественной продукции.
Равнение на Европу
Руководство страны приводит в пример зарубежный опыт. В государствах ЕС обязательной сертификации подлежит лишь 15% продукции. В остальных случаях производитель самостоятельно декларирует соответствие товара требованиям безопасности и качества. Чтобы декларирование соответствия работало без сбоев, в Европе используют принципы саморегулирования и страхования ответственности. В России эти системы только зарождаются.
В Европе торговые организации не принимают продукты на реализацию, пока не убедятся в их качестве. В России, как рассказал корреспонденту «ЭЖ» один из производителей, выбирая партнеров по выпуску продуктов под собственной торговой маркой (Private Label), ретейлеры ставят условие: стоимость товара должна быть как можно ниже. Чтобы снизить себестоимость, торговые сети сами предлагают производителям использовать второсортные сырье и ингредиенты.
В Европе при обнаружении некачественного товара производитель помимо штрафа может получить запрет на реализацию продукции. В Российской Федерации продажа опасных для здоровья продуктов карается штрафами от 500 до 10 000 руб. для физических лиц, до 50 000 руб. — для юридических.
По словам вице-премьера, до 1 апреля Министерство промышленности и торговли должно подготовить поправки в Кодекс об административных правонарушениях, увеличивающие материальную ответственность за некачественную продукцию в десять раз. Таким образом, штрафы будут составлять от 5000 до 500 000 руб.
Стандарты займут у Казахстана
В. Зубков пообещал, что в текущем году правительство предпримет ряд дополнительных мер по повышению контроля качес-тва продукции, в первую очередь продуктов питания. В частности, завершается работа над регламентом о безопасности пищевых продуктов, детализирующим показатели безопасности и качества по каждому виду продовольствия.
Как заявил 27 января на правительственном часе в Госдуме министр промышленности и торговли Виктор Христенко, техническое регулирование станет основным аспектом законопроектной деятельности Минпромторга России в 2010 г. План организации законопроектных работ ведомства на 2010 г. предусматривает подготовку восьми законопроектов.
«На самом деле, пока не будут приняты технические регламенты, отменяющие необходимость получения санитарно-эпидемиологических заключений и свидетельств госрегистрации на продукцию, ситуация с качеством продуктов существенно не изменится. Сегодня, чтобы просто выпустить продукт, производитель обязан получить документы, свидетельствующие о соответствии продукции ГОСТам или СНиПам, в Роспотребнадзоре», — пояснил корреспонденту «ЭЖ» А. Анфиногенов. Коренные изменения в систему оценки соответствия безопасности и качества внесут техрегламенты.
Напомним, что 31 июля 2010 г. должна прекратить существование система советских стандартов (ГОСТ), которые предполагалось заменить отечественными техническими регламентами. За семь лет чиновники одобрили чуть более десяти регламентов. Узнав об этом, президент Дмитрий Медведев потребовал немедленно ускорить реформу техрегулирования. Решение найдено: к тем группам продукции, по которым техрегламенты Российской Федерации пока не приняты, Минпромторг России временно установит на альтернативной основе требования 19 техрегламентов, принятых на основе европейских директив в Казахстане.
«Используемые для этих регламентов стандарты в 85% случаев являются стандартами, разработанными в Российской Федерации, что облегчит их интеграцию в российские реалии. Таким образом, мы делаем шаг не только на пути к формированию единого экономического пространства, но и на пути гармонизации норм с ЕС», — отметил В. Христенко.
Качество товаров, поступивших на потребительский рынок в январе — сентябре 2009 г., % от количества отобранных образцов (проб) товаров по каждой товарной группе
|
Установлены ненадлежащее качество и (или) опасность товаров | |||
отечественных |
импортных | |||
2009 г. |
справочно 2008 г. |
2009 г. |
справочно 2008 г. | |
Пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия | ||||
Мясо и птица |
7,8 |
12,1 |
8,7 |
5,2 |
Изделия колбасные |
9,8 |
10,0 |
2,1 |
1,3 |
Консервы мясные
|
0,3 |
3,4 |
20,1 |
0,4 |
Продукция рыбная пищевая товарная |
13,1 |
9,4 |
23,7 |
18,7 |
Масло животное |
7,6 |
36,0 |
4,4 |
1,6 |
Масла растительные |
3,4 |
10,7 |
5,8 |
1,4 |
Цельномолочная продукция |
7,9 |
7,7 |
5,9 |
0,8 |
Кондитерские изделия |
7,9 |
17,5 |
13,7 |
28,6 |
Сахар |
9,1 |
4,8 |
26,1 |
4,7 |
Сыры жирные |
5,7 |
21,2 |
5,2 |
11,0 |
Изделия макаронные |
1,2 |
2,5 |
2,7 |
3,3 |
Крупа |
9,6 |
3,6 |
8,8 |
1,2 |
Консервы плодоовощные и ягодные |
6,6 |
20,8 |
15,9 |
9,8 |
Папиросы и сигареты |
2,0 |
1,0 |
7,7 |
7,5 |
Водка и ликероводочные изделия |
1,6 |
1,6 |
0,8 |
8,5 |
Вина виноградные и плодовые |
3,6 |
3,9 |
4,1 |
6,2 |
Коньяки, коньячные напитки
|
6,4 |
0,7 |
1,3 |
1,6 |
Вина шампанские и игристые |
0,6 |
0,5 |
0,0 |
0,4 |
Пиво |
6,9 |
2,3 |
4,8 |
11,1 |
Источник: Роспотребнадзор
Справка
Опрос международной исследовательской компании Nielsen показал: 71% россиян считает, что в первую очередь обеспечивать безопасность продовольствия должны производители, 25% полагают, что качество продуктов — зона ответственности государства. Остальные (4%) уверены, что за безопасность продукции должны отвечать ретейлеры.
Между тем согласно исследованию Nielsen лишь 32% россиян уверены в безопасности продовольствия, которое они покупают в магазинах, и 70% заявляют, что готовы платить «премию» за гарантию безопасности продуктов.
51% граждан говорит, что при выборе места покупки товаров гарантия безопасности продуктов является для них важным фактором. 75%, чтобы обеспечить безопасность того, что они едят, покупают продукцию отечественного производства. 51% стремится покупать экологически чистые продукты (органические, выращенные в экологически чистых условиях, без применения химикатов и стимуляторов).