На второе чтение в Госдуме вынесены поправки в Гражданский, Налоговый и Земельный кодексы и шесть федеральных законов, которые их авторы называют крайне важными. Речь идет о попытке решить застарелую проблему и ввести в хозяйственный оборот 100 млн га земель, которые сегодня фактически пустуют. Это почти 50% всех сельскохозяйственных угодий страны. Но вдруг выясняется: есть мнение с поправками не спешить. «ЭЖ» пыталась найти противников проекта в Думе, но и в Комитете по градостроительству и земельным отношениям, и в Комитете по собственности нам отвечали, что отрицательных заключений на поправки не давали. О сути предлагаемых новаций мы попросили рассказать Андрея Гуськова, члена Совета по организации рационального использования и мониторингу земель сельскохозяйственного назначения Министерства сельского хозяйства РФ.
Условно все поправки можно подразделить на четыре группы.
Первая группа: схемы
Эта группа описывает механизм введения невостребованных земельных долей в хозяйственный оборот на основе публичных документов, прописанных в законопроекте.
Так, проект (схема) комплексного землеустройства установит приоритеты развития эффективной экономики территории на 12 лет вперед с реальным расчетом востребованных рынком объемов сельхозпроизводства и требуемых на эти цели видов и сумм господдержки начиная уже с 2012 г. Это стимулирует приток инвестиций в село, что сдерживается сейчас из-за неупорядоченности земельных отношений. А схема (проект) образования земельных участков станет земельной основой местных экономик в виде картографии оформляемого в собственность массива земли. Частный план товаропроизводства будет создаваться «внутри» государственной и муниципальной земельной политики. Алгоритм обоснования ориентиров такого развития имеется в методиках Минэкономразвития и Минсельхоза. Необходимость подобного планирования, учитывающего специфику природных ресурсов территорий, заложена в Концепции совершенствования региональной политики в РФ, переданной на утверждение в правительство.
В результате появится реальный расчет аграрного потенциала территорий на основе землеустроительного обоснования эффективного сельхозпроизводства. Осуществится отсутствующее сейчас зонирование межселенных территорий с установлением на них видов разрешенного использования. Это станет обоснованной базой для формирования планов социально-экономического развития территорий и градостроительства, чем озабочено Министерство регионального развития.
Кроме того, ввод в оборот новых земельных участков позволит органам местного самоуправления в разы увеличить собираемость земельного налога, согласно Налоговому кодексу остающегося в бюджетах муниципальных районов и сельских поселений. У муниципалитетов появится стимул для осуществления надлежащей инвентаризации и классификации сельхозземель.
В общем поправки стимулируют проведение всех необходимых работ по планированию, межеванию, оценке участков. В том числе прописана и процедура для тех десяти с лишним миллионов россиян, которые владеют земельными ваучерами — паями на бывшие колхозно-совхозные земли, но на самом деле не определены ни местоположение, ни цена этих участков. Поправки подразумевают, что каждый владелец ваучера имеет право потребовать от местных властей провести общее собрание земельных дольщиков и предъявить на собрании свой ваучер, чтобы затем цивилизованно оформить земельный участок в свою собственность.
Конечно, для выявления невостребованных земель и выделения участков законным собственникам надо провести межевание, кадастровую оценку угодий, то есть по сути иметь земельный план действий. Это поправки и предлагают, взамен обещая выгоду в виде поступления налогов местным властям.
В то же время формализация земельных отношений не может радовать ряды новых латифундистов, тех, кто предпочитает зарабатывать не на вводе земли в сельхозоборот, а на продаже (или предоставлении) участков под строительство разных объектов.
Возникает вопрос: откуда местные власти возьмут деньги на финансирование землеустройства? На этот вопрос авторы проекта попытались ответить в другой части проекта.
Вторая группа: деньги
Вторая группа поправок предусматривает господдержку в размере 9 млрд руб. 20 000 сельских поселений на проведение землеустройства.
У муниципалитетов зачастую нет денег даже на оплату работы картографа. Авторы поправок предполагают, что осуществить централизованное финансирование землеустройства можно без изменения параметров федерального бюджета за счет средств антикризисного фонда, в котором зарезервировано 50 млрд руб. Экономический эффект от этого очевиден.
Во-первых, муниципалитеты приобретут в собственность на первом этапе упорядочения земельных отношений не менее 20 млн га проблемных земель кадастровой стоимостью более 300 млрд руб. и введут в налогооблагаемый оборот не востребованные годами доли посредством передачи их эффективному собственнику. Во-вторых, выручка местных бюджетов от конкурсной продажи проблемных земель позволит решать социальные проблемы сел (например, финансирование ЖКХ) за счет собственных средств территорий. Доходы местных бюджетов будут пополняться за счет налогов и платежей за земли.
Наконец, долговременный макроэкономический эффект заключается в стабилизации ВВП страны за счет ускорения темпов роста сельхозпроизводства, увеличения заказов села отечественному машиностроению, а также строительства жилья и сельской инфраструктуры. Снижение в два раза импорта продовольствия и развитие других отраслей экономики за счет выполнения сельских заказов — вполне реальный рост ВВП на 2,5 трлн руб. Только законодательное принятие мер государственного землеустройства поможет Минфину изыскать источники финансирования.
Третья и четвертая группы: кнут
Эти группы поправок обяжут каждого землепользователя иметь проект освоения и использования земельного участка для того, чтобы производить продукцию без нарушения норм землепользования. У собственника земельного участка должны быть расчеты технико-экономических показателей мероприятия по сохранению плодородия, обоснования для получения государственной поддержки — кредитов, лизинга, гарантий, субсидий и дотаций, а также обязательства в решении социальных вопросов территории, как-то: уплата земельного налога, целевое финансирование отдельных объектов и программ по согласованию с органом местного самоуправления.
Иными словами, есть попытка закрыть лазейку для тех, кто предпочтет ничего не менять и ничего не делать.
Конечно, при выделении участков и переоформлении прав собственности на них будут возникать споры. Для решения их цивилизованным путем в законопроекте предусматриваются дополнения в Гражданский кодекс и другие законодательные акты, которые устанавливают порядок изъятия прав пользования (и собственности) на земельный участок в случае установления ненадлежащего использования земель и последующей передачи прав на конкурсной основе.
Но что делать, если участок выставят на аукцион, а он не состоится из-за отсутствия спроса? Законопроект предусматривает использование проверенного во многих странах кнута: повышение ставки налога на землю в четыре раза (есть даже предложение поднять ее затем в 20 раз), чтобы землевладельцу стало выгодно передать свой участок в аренду или продать его за самые небольшие деньги тому, кто сможет на участке не только пикники проводить, но и что-то выращивать.
Другого способа стимулирования производства на плодородных землях нигде нет. Кнут должен быть наряду с пряником — финансовой поддержкой государственного землеустройства, государственной методической и консультационной поддержкой при разработке частных проектов освоения и использования земель, государственными субсидиями и дотациями сельхозтоваропроизводителям.
Таким образом, вводится четкое обоснование для изъятия земельных участков в случае использования не по назначению и со значительными отклонениями от показателей разрешенного использования. Произвольное толкование и применение правоположений будет затруднено, предусматривается независимая экспертиза в досудебном и судебном порядке.
Справка
В Новой Зеландии объем экспорта продукции АПК превысил 20 млрд долл. в год при площади сельхозугодий в 20 раз меньше нашей. Потенциал экспорта российского АПК оценивается в 400 млрд долл., а равен сегодня лишь 5 млрд долл.
Комментарий
Александр Фомин,
зампредседателя комитета
по поддержке аграрного
предпринимательства ТПП РФ
Чтобы эффективно хозяйствовать на потерявших плодородие почвах, необходимо следующее.
Во-первых, должна быть надлежащим образом оформлена собственность или долгосрочная аренда на землю. Безусловно, лучше собственность, тогда можно оформлять земельную ипотеку и получать долгосрочные кредиты под залог своей земли.
Во-вторых, нужна продуманная государственная поддержка аграрного бизнеса. В частности, надо субсидировать процентную ставку по инвестиционным кредитам в течение 8—15 лет. Необходимо также установить гарантии минимальных цен на основные группы продовольственных товаров: мясо, молоко, зерно, масло растительное.