В советское время нормированию труда на производстве уделялось особое внимание. Все вопросы были хорошо проработаны теоретически и практически. К сожалению, сегодня применять прежние методические и нормативные материалы нельзя: они требуют корректировки. Компании в немалой степени озадачены нормированием труда работников не только производственной, но и непроизводственной сферы. Рассмотрим некоторые вопросы нормирования, касающиеся основных рабочих.
Дискретное производство
К основным рабочим на производстве относятся рабочие, занятые выпуском основной продукции предприятия. В дискретных типах производства, например в машиностроении, это литейщики, кузнецы, токари, фрезеровщики, сборщики, работающие в основных производственных цехах. От них в значительной степени зависит выполнение производственной программы предприятия. Труд таких работников имеет преимущественно физический характер и отличается высокой степенью детерминированности (определенности). Теория и практика нормирования для них разработаны намного лучше, чем для других категорий работников. Основным видом норм для этих категорий работников являются нормы времени. Они могут быть использованы для разработки других видов норм: выработки, численности, нормированных заданий. Норма времени разрабатывается на технологическую операцию и включает оперативное время на обработку детали, время обслуживания рабочего места, время на отдых и личные надобности работника. Дополнительно учитывается подготовительно-заключительное время на обработку партии деталей.
В расчетную формулу входит несколько составляющих, расчет относительно сложен, во всяком случае для заводского нормировщика. Здесь необходимо знание технологии производства, нормирования труда, нормативов по труду и расчету норм.
Нормирование труда, как любая область научно-практической деятельности, требует специальной подготовки и опыта. В советское время специалистов по организации и нормированию труда готовили в 23 вузах страны. Ежегодно выпускалось около 500 специалистов в этой области. В условиях российского рынка такое количество специалистов не требуется, но предприятия ощущают их нехватку.
Расчет технически обоснованных норм времени, например на станочные работы, основан на подборе оптимальных режимов резания, то есть таких, при которых достигается наивысшая скорость обработки при сохранении конструкции станка, и приспособления, целостности инструмента и детали. При этом используются нормативы режимов резания, вспомогательного времени, времени обслуживания рабочего места и времени на отдых и личные надобности. Нормативы разрабатываются на основе фотографий рабочего времени и хронометражей (см. ЭЖ», 2009, № 48 и 50).
Величина норм времени и выработки зависит от организационно-технических условий на рабочем месте, методы расчетов и применяемые формулы различны.
Нормы численности рабочих на производство конкретной производственной программы рассчитываются исходя из ее трудоемкости. Трудоемкость, в свою очередь, есть не что иное, как произведение трудоемкости одной операции (нормы времени на операцию) и количества операций. При этом надо учитывать технологическую однородность операций, которая определяет профессионально-квалификационный состав исполнителей: токарные операции выполняют токари, фрезерные — фрезеровщики и т.д.
Отрасли непрерывного производства
Значительную долю промышленности занимают отрасли с непрерывным характером производства: химия, нефтепереработка, черная и цветная металлургия, пищевая промышленность, производство бумаги и т.д. В них имеют дело с жидкостями, растворами, расплавами. Процессы изменения свойств, химического состава или агрегатного состояния предмета труда происходят в специальном оборудовании (аппаратах). Поэтому такие производственные процессы предприятия называют аппаратурными, а рабочих — аппаратчиками.
Особенность работы аппаратчиков заключается в высокой ответственности: некачественное обслуживание аппаратов может привести к их остановке (домна, конвертер, прокатный стан), аварийным ситуациям и человеческим жертвам (гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС). Эти процессы требуют жесткой технологической и трудовой регламентации процессов, строгого контроля выполнения регламентов, тщательной разработки организации и нормирования труда.
Аппаратчики контролируют и регулируют протекающие процессы, а также загружают сырье и выгружают продукцию. Управление сложным агрегатом требует взаимодействия нескольких (иногда десятков) работников, поэтому обычно применяется бригадная форма организации труда.
При нормировании труда этой категории рабочих используются различные виды норм затрат труда: нормы времени, выработки, обслуживания, численности.
Нормы времени, выработки занимают подчиненное положение и применяются для обоснования плановых и нормированных заданий. Нормы обслуживания используются при индивидуальной организации труда, а также при установлении норм численности. Нормы численности служат основой для определения численного состава бригад. Для этих целей могут также применяться нормы времени и выработки.
Норма обслуживания аппаратов для одного рабочего определяется с учетом среднего времени занятости аппаратчика на работах по обслуживанию одного аппарата в течение смены, включая переходы и время обслуживания рабочего места, продолжительности смены минус время на отдых и личные надобности.
Среднее время занятости аппаратчика в смену в свою очередь включает оперативное время обслуживания аппарата, время организационного и технического обслуживания аппарата, время загрузки и выгрузки аппарата, время активного наблюдения (наблюдение за процессом, снятие показаний приборов, записи в журнал) и время регулирования техпроцесса.
В отношении сложных установок (аппаратов) активное наблюдение занимает много времени. При этом контроль и частичное регулирование работы ведется из пультовых или диспетчерских помещений. Как правило, по регламенту через определенный интервал времени необходимо записать значения контрольных приборов. Если учесть, что таких приборов может быть несколько десятков, а иногда и сотен, время может измеряться десятками минут. В промежутках между этими замерами, если нет профилактических или регламентных работ, рабочие заняты пассивным наблюдением. Но даже если такие работы имеются, в диспетчерской остается дежурный наблюдатель на случай форс-мажорных обстоятельств. У него также много времени уходит на пассивное наблюдение.
В отраслевых методиках по определению норм обслуживания и численности операторов установок (аппаратов) рекомендуется устранить или уменьшить время пассивного наблюдения (Тейлоровский подход). При этом никак не оговаривается, как разделить время наблюдения на активное и пассивное.
Определенным выходом из ситуации могут стать введение чисто диспетчерской функции и ее учет в трудоемкости работ по обслуживанию аппаратов. На большинстве производств предусматриваются дежурные ремонтники, электрики и т.д. Их численность определяется не по трудоемкости выполняемых работ, а по «постам». По аналогии в штате бригады необходимо учитывать работника, занятого контролем протекания технологического процесса. Время его наблюдения не имеет смысла делить на активное и пассивное. На практике так обычно и поступают.
После определения необходимой численности бригадам устанавливают нормы выработки (при сдельной форме оплаты труда) или нормированные задания (при повременной форме оплаты труда). Если нормативы отсутствуют, продолжительность работ может определяться по фотографиям рабочего времени.
К нормам выработки близки нормированные задания — объем работ, который должен быть выполнен одним или группой работников (бригадой) за определенный период времени (смену, месяц). Нормированные задания применяются в тех случаях, когда выполняемые работы в течение смены (недели, месяца) разнородны и выполняются, как правило, в условиях бригадной организации труда.
Сфера обслуживания
Если производству всегда уделялось повышенное внимание, то сфера обслуживания рассматривалась как нечто второстепенное, дополнительное. В ней практически отсутствовали и методики, и нормативы труда.
Сегодня ситуация в экономике и сфере занятости кардинально изменилась. Производственная сфера дает менее 20% ВВП. Соответственно сократилось и число занятых в ней. В то же время существенно выросла сфера обслуживания — торговля, питание, бытовые услуги, финансовая область и т.д. Появились и развиваются частное обучение и медицинское обслуживание. И пока эти области экономики остаются практически без нормирования труда персонала.
Довод, что труд работников непроизводственной сферы нельзя пронормировать, несостоятелен. До Тейлора тоже считалось, что работник сам может организовать свой труд. Тейлор доказал, что рационально организовать труд работника и установить для него норму может только специалист-нормировщик.
В 1990-х гг. автор этой статьи участвовал в разработке нормативов по труду для центра моды «Люкс» в Москве. Несмотря на ряд трудностей, работа была успешно выполнена и принята заказчиком. В дальнейшем нормативы были использованы для оптимизации численности торгового персонала данного центра. Разработчики норм исходили из того, что принципы, подходы и методы организации и нормирования труда одинаковы для всех рабочих процессов независимо от области применения.
Например, в торговле работа продавцов при традиционной схеме продаж состоит из повторяющихся операций по обслуживанию покупателей. При организации работы в торговых залах и расположении товара на стеллажах работа консультантов и менеджеров по продажам сводится к консультированию покупателей и выписыванию торговых чеков. Зная поток покупателей, можно определить необходимую численность работников данной категории.
Аналогично можно рассчитать количество официантов на предприятиях питания — в ресторанах и кафе. Достаточно просто рассчитывается численность кассиров на предприятиях торговли и общественного питания.
Отметим также: все, что сейчас делается на глазок, интуитивно, вполне поддается расчету. Причем можно разработать типовые нормативы и штатные расписания для ресторанов и кафе в зависимости от количества посетителей. Необходимость нормирования труда в непроизводственной сфере стремительно возрастает. Оно представляет собой новое широкое поле деятельности для консультантов в области управления персоналом.