В прошлую пятницу, 26 февраля, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин вновь возбудил тему налоговых послаблений для бизнеса в частности и взаимоотношений предпринимательского сообщества с властью в целом. Уровень диалога невысок, как и доверие россиян к власти и бизнесу, что негативно влияет на экономический рост в стране, сетует он.
Затравкой для очередной попытки донести до власти чаяния бизнес-сообщества стала пятничная презентация исследования компании Edelman в РСПП об уровне доверия к власти, бизнесу, СМИ и неправительственным организациям в России и мире. За прошедший год доверие к отечественному бизнесу упало на 10 п.п. — до 42%, что среди обследованных стран стало наибольшим провалом. В то же время в ЕС и США доверие к бизнесменам выросло. Но еще меньше доверяют в России власти — 38%.
По мнению А. Шохина, доверие к власти и бизнесу влияет на экономический рост: «Если, скажем, доверие к российской власти намного ниже, чем доверие к власти в других странах, то предприниматели начинают инвестировать в проекты за пределами России. Инвестор сравнивает не только чисто финансовые показатели, но и политические риски». Аксиома.
В прошлом году, по официальной оценке, инвестиции в основной капитал сократились на 17%. Среди ключевых социально-экономических показателей это второе по глубине падение — хуже было только с внешней торговлей. Поступление в страну иностранных инвестиций снизилось относительно 2008 г. на 21%. Казалось бы, российская экономика начала оживляться, но и в январе капитальные инвестиции к этому же месяцу 2009-го (разгар кризиса), по оценке Росстата, сократились еще на 8,7%.
Но вот что интересно: согласно статобследованию промышленных предприятий из шести факторов, ограничивавших инвестиционную деятельность в прошлом году, риски инвестирования заняли лишь пятое место — 23% к общему числу организаций. В первой тройке проблем — недостаток собственных финансовых средств (66%), неопределенность экономической ситуации в стране (48%) и высокий процент коммерческого кредита (36%).
Еще интереснее другое: больше всех пугают экономическая неопределенность в стране и инвестиционные риски фондоемкие производства, ориентированные на экспорт продукции. Прежде всего это касается металлургов (соответственно 77 и 37%) и производителей химической продукции (64 и 35%). Адрес инвестирования ясен — Россия, а вот в какой стране их пугает неопределенность экономической ситуации — не очень. Похоже, в большей мере это страны-импортеры их металлов, труб, удобрений… По жалобам на недостаток собственных финансов металлурги и химики тоже в первых рядах.
Можно возразить, почему тогда не из пугливых добытчики нефти и природного газа (34 и 13% соответственно по экономической неопределенности и инвестрискам). Но ответ, думается, в том, что «отбоялись» они в 2008-м, в прошлом году реального падения поставок нефти за рубеж практически не было, а мировые цены на нее достаточно быстро поднялись до вполне комфортного уровня.
Еще любопытно: меньше всех в промышленности неопределенность в экономике и риски инвестирования заботят производителей и распределителей электроэнергии, газа и воды (17 и 6%). Действительно, этот промсектор находится под заботой государства, которое ежегодно и щедро поднимает тарифы на его продукцию и услуги. Это, чтобы активно и много инвестировали в запущенную отрасль. Взаимной любви, однако, не получается: в атмосфере еще витает грохот разноса, учиненного премьером Владимиром Путиным олигархам от электроэнергетики. Денег у государства набрали, а в выполнении инвестиционных обязательств конь не валялся. Кстати, производители и распределители электричества и других коммунальных благ завершили прошлый год с завидным финансовым результатом, но больше всех среди промышленников нуждаются в собственном финансировании (79%). Наверное, премьер все-таки не зря рассердился.
Словом, снова надо выворачивать экономику из зависимости от внешних поставок сырья и модернизировать ее. Поднимать уровень доверия выше и расширять его между бизнесом и государством тоже необходимо: не все же руководители производств могут захаживать к премьеру и делиться своими проблемами с инвестированием и модернизацией.
На этот счет у А. Шохина есть конкретные предложения по использованию совместных усилий. Например, провозгласили модернизацию, что предполагает значительный рост производительности труда и соответствующее высвобождение работников, потому надо бы разделить ответственность за их адаптацию. Пока же «на предприятиях лежит нагрузка по поддержанию занятости», говорит он.
Не стоит, считает глава РСПП, до 2013 г. увеличивать ставки социальных платежей с нынешних 26% на ФОТ до 34%, что правительство планирует сделать со следующего года. По экспертным оценкам, дополнительная нагрузка на предприятия может превысить в этом случае 1 трлн руб. Особенно несладко придется малому бизнесу, о здоровье которого власть так печется. Повышение ставки соцплатежей до 32% и 14% — для инновационных компаний, что недавно обещал Минфин, А. Шохин считает недостаточным: «Было бы правильно, сохраняя такие меры, как поддержка IT-компаний и поддержка инновационного бизнеса, ускорить модернизацию, используя возврат инвестиционной льготы на прибыль». Компенсировать эту меру, на его взгляд, мог бы возврат ставки налога на прибыль на уровень 24%.
Учитывая, что сборы по данному налогу в 2009-м были самыми провальными (50,3%), реакцию Минфина на это предложение угадать нетрудно. Как и реакцию на сто первое предложение опустить НДС до 10—12%, что должно запустить активный процесс обновления технологий, модернизацию. При этом решение проблемы выпадающих доходов бюджета А. Шохин видит в широкой приватизации — «госактивов накопилось много». За счет этого, на его взгляд, можно продержаться 2—3 года, а там и налоговая база расширится. Несомненно, вице-премьер глава Минфина Алексей Кудрин предпочтет сначала увидеть весомые плоды приватизации. О ней же, говорит вожак предпринимателей, пока только ведутся разговоры.
Впрочем, уровень диалога и доверия между властью и бизнесом пошел в гору: премьер 20 февраля подписал постановление, позволяющее главе РСПП участвовать в работе правительства по вопросам законодательства.