В ходе нынешней валоризации пенсионных прав россиян, по оценке председателя Пенсионного фонда РФ Антона Дроздова, прозвучавшей на пресс-конференции во вторник, 2 марта, доходы выросли у 36 млн человек. Государство только за два месяца направило на повышение пенсий свыше 80 млрд руб., а до конца года выделит 502 млрд. Но эксперты предупреждают, что надолго государственных резервов не хватит. Чтобы пенсионные расходы не легли тяжелым бременем на бизнес, следует поделиться с пенсионерами государственным имуществом.
Расчетный пенсионный капитал пожилых граждан, зафиксированный в базе данных ПФР по состоянию на 1 января 2002 г., был увеличен в ходе валоризации на 10%. Кроме того, расчетный пенсионный капитал был индивидуально увеличен у всех людей, имеющих советский трудовой стаж, на 1% за каждый год трудового стажа, выработанного до 1991 г.
Прибавка от валоризации у каждого пенсионера носит индивидуальный характер, поскольку она зависит от стажа и прежнего заработка, на основе которых формируется расчетный пенсионный капитал. Средняя сумма увеличения доходов у получателей трудовой пенсии по старости составила 1090 руб. При этом прибавка от 1000 до 1500 руб. досталась 30% общего числа получателей трудовых пенсий по старости, а свыше 1500 руб. — 23% общего числа получателей трудовых пенсий по старости.
Все предстоящие плановые индексации в 2010 г. будут применяться к уже увеличенной за счет валоризации пенсии. Так, с 1 апреля текущего года трудовые пенсии будут увеличены на 6,3%, а пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля проиндексированы на 12%, а с 1 июля — еще на 3,5%.
В результате радикально — более чем в 1,5 раза — улучшится так называемый коэффициент замещения (соотношение средней пенсии и средней зарплаты). Если в 2007 г. этот важнейший показатель снизился до 22,8%, то в 2010 г., по словам А. Дроздова, вплотную приблизится к 40% (то есть к уровню, рекомендованному Международной организацией труда). Причем такой коэффициент замещения сохранится до 2012 г.
Дефицит ПФР будет нарастать
Конечно, можно радоваться тому, что власть начала поворачиваться лицом к пенсионерам, но нужно понимать, что столь значительное повышение пенсий потребует немалых расходов — примерно 4% ВВП только в 2010 г. На эти цели будут расходоваться средства Резервного фонда, а в 2011-м предполагаются дополнительные поступления в размере 1,6% ВВП за счет повышения ставки страховых взносов в Пенсионный фонд.
Где брать средства для покрытия дефицита Пенсионного фонда в дальнейшем, пока неясно. Ведь состояние пенсионной системы будет быстро ухудшаться, поскольку число работающих в расчете на 100 пенсионеров будет сокращаться из-за ускорившегося старения населения.
«Если мы не сможем найти дополнительных источников финансирования пенсий, — считает руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР) Михаил Дмитриев, — то к 2020 г. коэффициент замещения трудовой пенсии снова упадет до уровня 2009 г., то есть ниже 28%».
Другой вариант развития событий — увеличивать пенсии в соответствии с ростом зарплаты путем повышения страхового тарифа. Тогда его ставку придется увеличить до 37% к 2020 г., а в дальнейшем и того хуже — до 42%. Но такое вряд возможно, если учесть, что уже в текущем году налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в России стала одной из самых высоких в мире.
У повышения ставки страховых взносов есть и другие негативные последствия. Основная их тяжесть ляжет на трудоемкие производства и современные сектора бизнес-услуг. В 2,5 раза вырастет налоговая нагрузка на зарплату в малом бизнесе в рамках специальных налоговых режимов. Тем самым будет нанесен тяжелый удар по конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, инновационной экономики и постиндустриальных услуг на внутреннем и на внешних рынках.
Напротив, крупные энергосырьевые компании, у которых доля зарплаты в выручке порой составляет менее 10%, такого повышения налогов не заметят. Таким образом, усиливается сырьевая направленность экономики.
Из-за нарастания дефицита пенсионной системы велико искушение отменить взносы на накопительную часть пенсии. На ближайшие 10—15 лет это действительно решит проблему финансирования повышенных пенсий. Но оно приведет к ухудшению пенсионного обеспечения работников, которые будут выходить на заслуженный отдых после 2020 г.
Даже при нынешних платежах в накопительную часть пенсий, по оценке эксперта Высшей школы экономики Юлии Лежниной, граждане, которым предстоит выйти на пенсию через 20 лет, получат прибавку в среднем около 3000 руб. А если совсем их лишить накопительной части пенсии, интерес к дополнительному инвестированию для обеспечения себя в старости может упасть до нуля.
Поделиться со стариками
Между тем существуют вполне разумные решения, которые позволяют найти выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации. Главным ресурсом, который до сих пор не был задействован в этой сфере, убежден М. Дмитриев, является государственная собственность. Оценки, проведенные ЦСР, показали, что без ущерба для исполнения государственных функций на покрытие пенсионного дефицита может быть направлено госимущество в объеме около 15% ВВП. Тем более что кризис привел к быстрому росту государственных активов.
Эти активы могут быть распределены по накопительным счетам работников и пенсионеров, а доходы от их использования и продажи пойдут на финансирование более высоких пенсий как в ближайшие годы, так и в долгосрочной перспективе.
Приватизация в таком, можно сказать, социальном формате будет полезна не только для укрепления пенсионных финансов, но и для общего повышения эффективности российской экономики. Сейчас в ней доля государства явно перешла за экономически оправданные границы. Такое решение позволит не только напрямую профинансировать часть пенсионного дефицита, но и откроет путь для других мер, направленных на поддержание высоких размеров пенсий.
Перевод приватизируемых активов на накопительные счета, по мнению главы ЦСР, можно будет, в частности, использовать для стимулирования более позднего выхода на пенсию и софинансирования добровольных пенсионных накоплений работников и работодателей. Кроме того, за счет передачи приватизируемого имущества возникает возможность компенсировать финансовые потери накопительной системы в результате кризиса.
Еще одним плюсом передачи госактивов пенсионерам станет возможность избежать повышения налогов на фонд оплаты труда, а значит, убрать лишние препятствия на пути развития предприятий в посткризисный период. В перспективе можно будет устойчиво поддерживать соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%.