Высший арбитражный суд РФ разъяснил переходные положения Федерального закона от 28.04.2009 № 73-ФЗ, внесшего изменения в Закон о банкротстве. Проект соответствующего информационного письма одобрен Президиумом ВАС РФ.
Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 73-ФЗ), внесший изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), вступил в силу с 5 июня 2009 г. Порядок применения положений Закона о банкротстве к отношениям, возникшим до и после вступления в силу Закона № 73-ФЗ, имеет особенности, которые и разъяснил Президиум Высшего арбитражного суда РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 73-ФЗ новые положения Закона о банкротстве применяются арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Закона № 73-ФЗ, то есть с 6 июня 2009 г. Пунктом 3 ст. 5 Закона № 73-ФЗ установлено, что новые правила об оспаривании сделок применяются также при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона № 73-ФЗ, в отношении сделок, совершенных после дня вступления в силу данного закона.
Оспаривание сделок должника
До 5 июня 2009 г. сделки должника признавались арбитражными судами недействительными по правилам ст. 103 Закона о банкротстве. Отменяя эту статью, Закон № 73-ФЗ взамен ввел в Закон о банкротстве главу III.1. В ней определены общие правила оспаривания сделок и особенности оспаривания отдельных видов сделок должника, например подозрительных сделок, сделок должника в отношении правопреемника, сделок, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами.
Высшие арбитры полагают, что к сделкам, совершенным до 5 июня 2009 г., следует применять ст. 103 Закона о банкротстве, включая положения о праве отдельных кредиторов оспаривать сделки должника, в случае возбуждения дела о банкротстве как до вступления в силу Закона № 73-ФЗ, так и после.
Этот вывод основан на положениях гражданского законодательства, в частности на общих правилах о действии закона и времени и на правилах определения условий действительности сделки на основании закона.
Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после их введения. Действие закона может распространяться на отношения, возникшие до его вступления в силу, если это прямо предусмотрено законом. Положения данной нормы применяются в том числе к отношениям, возникшим в связи с заключением договора.
В статье 422 ГК РФ сказано, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его совершения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, условия заключенного договора сохраняют силу. Положения нового закона применяются и к отношениям, возникшим из ранее заключенного договора, если об этом упомянуто в новом законе.
В отличие от гражданских норм порядка оспаривания сделок должника в редакции Закона № 73-ФЗ процессуальные нормы, приведенные в ст. 61.8 новой редакции Закона о банкротстве, применяются арбитражными судами с 6 июня 2009 г. независимо от даты совершения сделки или возбуждения производства по делу о банкротстве. Это специфика арбитражного процессуального законодательства. Дело в том, что судопроизводство в арбитражных судах должно осуществляться строго в соответствии с положениями федеральных законов, действующих именно во время разрешения спора и рассмотрения дела либо совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта. Такое требование содержится в п. 4 ст. 3 АПК РФ.
Субсидиарная ответственность лиц, контролирующих должника
В старой редакции ст. 10 Закона о банкротстве предусматривалась субсидиарная ответственность для органов управления должника только в случае их вины в его банкротстве. Закон № 73-ФЗ расширил субсидиарную ответственность контролирующих лиц по обязательствам должника и определил порядок рассмотрения арбитражными судами заявлений о привлечении к ответственности. Новые правила о субсидиарной ответственности применяются по-разному.
Положения, касающиеся оснований для привлечения к ответственности (например, одобрение контролирующим лицом заключения сделки или совершение им сделки от имени должника), применяются, только если они имели место после вступления в силу Закона № 73-ФЗ. В противном случае применяются положения о субсидиарной ответственности, действующие в прежней редакции Закона о банкротстве. При этом дата возбуждения дела о банкротстве не имеет значения.
Порядок применения положений, регулирующих процессуальный порядок привлечения указанных лиц к субсидиарной ответственности, иной. В новой редакции Закона о банкротстве он определен в п. 6—8 ст. 10.
Данные нормы действуют по правилам арбитражного судопроизводства, закрепленным в ч. 4 ст. 3 АПК РФ, то есть применяются с 6 июня 2009 г. независимо от момента возбуждения производства по делу о банкротстве или возникновения обстоятельств, являющихся основанием для привлечения к ответственности.
Действует ли данный процессуальный порядок в отношении дел о привлечении к субсидиарной ответственности, возбужденных вне рамок дела о банкротстве?
Высшие арбитры полагают, что нет. В этом случае должны применяться процессуальные нормы законодательства о банкротстве, действовавшие до вступления в силу Закона № 73-ФЗ, независимо от того, когда было возбуждено производство по этим делам.
Справка
Контролирующим должника лицом считается лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом. К этим лицам относятся, в частности, члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться 50 и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью.