В письме от 28.01.2010 № 01-11/3425 «О квалификации преступлений по выявленным случаям невозврата в Российскую Федерацию иностранной валюты» ФТС России разъяснила, за какие именно действия с валютой наступает уголовная ответственность участников ВЭД.
Ответственность участников ВЭД наступает за нарушение обязательств, закрепленных в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:
— получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары;
— возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары.
Ответственность за нарушение этих обязательств предусмотрена в ст. 193 Уголовного кодекса РФ. Но она наступает, только если размер невозвращенных средств превысил 5 млн руб.
ФТС России разъяснила, что, поскольку срок исполнения обязательств устанавливается отдельно для каждого внешнеторгового договора, неисполнение обязательств по каждому из них следует расценивать как самостоятельное, оконченное правонарушение.
Руководитель организации, не обеспечивший репатриацию валютной выручки по нескольким контрактам, может быть привлечен к ответственности по ст. 193 УК РФ по совокупности, но только при наличии достаточных данных, подтверждающих взаимосвязь между соответствующими нерезидентами-контрактодержателями, а также если данные действия были охвачены единым умыслом.
Не забыла ФТС России и про различные способы невозврата валютной выручки.
Первый — фиктивные документы. Таможенная служба разъяснила, что представление в уполномоченный банк РФ либо в госкорпорацию «Внешэкономбанк» копий фиктивных ГТД в качестве документов, подтверждающих факты перемещения на территорию РФ товаров, может дополнительно квалифицироваться по ч. 3 ст. 327 «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» УК РФ, если такие копии заверены и содержат реквизиты принявшего их таможенного органа, а также предоставляют права или освобождают от обязанности.
Незаконный перевод денежных средств за границу при отсутствии реальной внешнеэкономической деятельности с использованием фиктивных документов не образует состава контрабанды, поскольку отсутствует незаконное физическое перемещение товаров через таможенную границу.
Второй способ — фиктивные фирмы. ФТС России пояснила: при решении вопроса о квалификации деяния по ст. 173 «Лжепредпринимательство» Уголовного кодекса РФ необходимо учитывать, что объективная сторона лжепредпринимательства заключается в создании коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, с целью получения кредитов, освобождения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды или прикрытия запрещенной деятельности, и причинившей крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Следовательно, совершение даже разовых реальных хозяйственных операций такой организацией исключает квалификацию деяния по ст. 173 УК РФ.
Вместе с тем схема перевода денег за пределы Российской Федерации посредством фиктивных фирм может использоваться при легализации (отмывании) денежных средств, полученных преступным путем (как самими представителями таких фирм, так и иными лицами). Это обстоятельство, по мнению ФТС России, требует наряду с проверочными мероприятиями, проводимыми подразделениями валютного контроля таможенных органов, привлечения подразделений, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.