Проигравшие нередко обвиняют организаторов во всевозможных нарушениях. Но иногда такие обвинения беспочвенны.
«Модный» аукцион
Насколько конкретной должна быть аукционная документация в части описания характеристик закупаемых товаров? Можно ли указать такое требование, как соответствие товара моде? Этот вопрос стал предметом рассмотрения ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 21.01.2010 по делу № А53-5207/2009.
Школа-интернат провела аукцион на поставку инвентаря.
Проигравшие обратились в антимонопольную службу, которая выявила нарушение. В разделе «Спецификация закупаемых товаров» документации об аукционе указано в качестве требования к поставляемому товару: «Соответствие моде обязательно». Это условие антимонопольщики сочли неконкретным. Интернат признали нарушившим ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и выдали предписание об аннулировании аукциона. Однако суд защитил интернат.
Частью 2 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ предусмотрено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг и их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работ и иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В рассматриваемом случае, по мнению суда, подробные характеристики, содержащиеся в спецификациях на подлежащие поставке товары, были четкими, количественно и качественно определенными, доступными для понимания неопределенного круга лиц — потенциальных участников аукциона без дополнительного толкования и разъяснения.
Термин «мода», заявил суд, общеупотребительный, возможная субъективность его восприятия различными лицами не свидетельствует о невозможности включения подобной характеристики в конкурсную документацию, поскольку это требование не является основным, а лишь дополнительно характеризует подлежащий поставке товар.
Таким образом, фактически в качестве дополнительных характеристик в аукционной документации можно указывать любые эмоциональные характеристики товара, в том числе «светлые тона», «веселый раскрас», «приятный на ощупь» и проч.
Согласованные действия
Всегда ли участие в торгах группы лиц, осуществляющих согласованные действия, незаконно? На этот вопрос ответил ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 28.01.2010 по делу № А75-3404/2009.
На открытом аукционе продали магазин. Проигравший участник обратился в антимонопольную службу, которая усмотрела нарушение в ходе проведения торгов: два участника аукциона, будучи группой лиц и заинтересованными в приобретении магазина, осуществляли согласованные действия, направленные на поддержание цены реализуемого имущества, что приводило к невозможности участия в торгах третьих лиц.
Но суд не обнаружил нарушений при проведении аукциона. Аргумент: само по себе участие в торгах аффилированных лиц (группы лиц) не влечет недействительности торгов, если иных нарушений нет.