Состояние и перспективы рынка ИТ-аутсорсинга

| статьи | печать

Считается, что важнейший фактор сохранения конкурентоспособности — распределение функций на основные и второстепенные с передачей последних специалисту в данной сфере. Поэтому развитию аутсорсинга сегодня уделяется повышенное внимание.

Терминология и определения

В эпоху стремительного развития информационных технологий (ИТ) разделение функций на основные и второстепенные легло в основу концепции виртуальной организации. Она предполагает, что любую неосновную функцию целесообразно передавать внешнему специалисту или специализированной организации. Такие обязательно найдутся. Поэтому термин «аутсорсинг» (дословно «ресурсы извне») стал активно использоваться в западных теориях и практиках.

Исследовательская компания Gartner выделяет два способа приобретения ИT-услуг конечными пользователями:

1) дискретный. Предполагает приобретение ИT-услуг в рамках проекта с определенным объемом работ и ограниченными временными рамками. Функции управления ИT остаются у конечного пользователя;

2) аутсорсинг. Подразумевает долгосрочный контракт на предоставление услуг с оговоренным уровнем качества с передачей определенных управленческих полномочий стороннему поставщику. Услуги могут предоставляться и на стороне клиента, и на стороне исполнителя. Можно оказывать услуги в области менеджмента, обработки транзакций, поддержки продуктов, консалтинга и интеграции. Допускается приобретение поставщиком услуг активов компании и ее персонала.

Российская практика использования терминов «аутсорсинг» и «ИТ-аутсорсинг» во многом строится на западных подходах и характеризуется разнообразием толкования.

Общий тон публикаций и дискуссий об аутсорсинге восторженный. Отмечаются такие позитивные факторы, как понижение затрат, улучшение качества, доступ к новым знаниям и компетенциям, повышение производительности и многое другое, что при надлежащем использовании способно обеспечить заказчикам конкурентные преимущества.

Критических материалов по анализу использования аутсорсинга в российской деловой практике немного. Их основная направленность состоит в попытках понять и соотнести новые термины со сложившейся практикой менеджмента, выявить особенности и отличия такой формы оказания услуг, проанализировать сущность и достоверность предоставляемых данных, оценить риски и применимость подобной модели отношений в разных ситуациях.

Научные разработки и изыскания

Аутсорсингу уделяют внимание и в научных кругах, особенно последние три-четыре года. Обычно в каждой научной работе рассматриваются структура аутсорсинга, используемая терминология, применимость модели к решению исследуемых задач, природа и сущность рисков.

В числе основных проблем развития аутсорсинга российские ученые называют:

  • наличие небольшого количества аутсорсинговых компаний, сосредоточенных преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, предоставляющих ограниченный спектр услуг;
  • отсутствие опыта, недостаток репутации, несоответствие предоставляемых аутсорсинговых услуг реальным требованиям заказчиков в процессе становления и развития аутсорсинговых компаний;
  • отсутствие практики, методического инструментария принятия решения об использовании стратегии аутсорсинга предприятиями, а также правил взаимодействия заказчика и исполнителя;
  • несовершенство системы налогообложения для высокотехнологичных компаний, правовой защиты ИТ-услуг, отсутствие стандартизации деятельности компаний-аутсорсеров, нормативной базы, регламентирующей аутсорсинг, координации деятельности аутсорсеров, несоответствие правовых требований реальной деятельности ИТ-компаний.


Отметим, что и в научных работах нет единства взглядов на сущность аутсорсинга.

Использование аутсорсинга в органах государственной власти

В российском праве термин «аутсорсинг» был введен в рамках реализации административной реформы (Концепция была утверждена распоряжением Правительства РФ № 1789-р от 25.10.2005).

В ходе административной реформы в 2006—2008 гг. предполагалось осуществить «разработку и принятие нормативных правовых актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции, осуществляемые органами исполнительной власти, позволяющих передавать ряд государственных функций саморегулируемым организациям и создавать механизмы, предотвращающие появление новых избыточных функций у органов исполнительной власти, а также закрепляющих процедуры раскрытия информации о деятельности государственных органов».

Планировалось также подготовить и принять нормативные правовые акты и разработать методическую базу:

  • для совершенствования действующей системы контроля и надзора, процесса закупок для государственных нужд;
  • механизма аутсорсинга административно-управленческих процессов;
  • создания механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти и др.


В Концепции отмечалось, что «используемый в мировой практике аутсорсинг позволяет повысить эффективность осуществления административно-управленческих процессов, более эффективно контролировать издержки деятельности, фокусировать внимание органов исполнительной власти на основной деятельности, повысить качество услуг, обеспечить доступность новых технологий, сократить капитальные затраты, сократить число административного и управленческого персонала, что должно, по мнению разработчиков, привести к существенной экономии бюджетных средств».

Аутсорсинг рассматривался как один из способов оптимизации функций органов исполнительной власти, предполагающий внедрение механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе.

Чтобы решить эти задачи, необходимо:

  • сформировать критерии выявления административных и управленческих процессов, подлежащих аутсорсингу;
  • подготовить перечень функций и видов деятельности, не подлежащих аутсорсингу;
  • разработать и внедрить комплексную прозрачную систему учета расходов на внутреннее обеспечение исполнения функций структурными подразделениями;
  • предусмотреть типовые процедуры и технологии проведения аутсорсинга;
  • оформить процедуры и механизмы контроля эффективности аутсорсинга и мониторинга выполнения условий контрактов;
  • разработать и реализовать механизмы, стимулирующие госорганы проводить аутсорсинг.

Аутсорсинговые проекты

Реализация аутсорсинговых проектов актуальна. Российскому рынку необходимы сведения об их особенностях и рисках, примеры удачных реализаций, оценка профессиональных компетенций участников рынка и зрелости самого рынка.

Представляя свои аутсорсинговые проекты, профессиональные участники рынка описывают их в классическом маркетинговом формате: цели, задачи, объемы, направленность, особые требования, опыт и преимущества взаимодействия заказчика и поставщика услуг.

Так, средняя стоимость для первых шести крупнейших аутсорсинговых контрактов, заключенных в России за последние два года и представленных на круглом столе «Аутсорсинг ИКТ-услуг», — 1,45 млн долл.

Средний период, на который заключен аутсорсинговый контракт, — чуть менее двух лет, а средний ежегодный платеж сервис-провайдеру — 0,93 млн долл.

Приведем для сравнения аналогичные данные для первой десятки крупнейших аутсорсинговых контрактов в мире:

  • средняя стоимость — 2317,8 млн долл.;
  • средний период действия — шесть лет;
  • средний ежегодный платеж аутсорсеру — 520,3 млн долл.

Сегментация услуг

Можно выделить общие подходы к сегментированию и классификации аутсорсинга в российской практике. С точки зрения объектов выделяется ИТ-аутсорсинг, аутсорсинг ИТ-сервисов и аутсорсинг бизнес-процессов.

Многие участники рынка считают аутсорсинг:

  • частью стратегии управления компанией, а не просто видом партнерского взаимодействия;
  • практикой планирования, управления и реализации определенных видов работ сторонней организацией по договору;
  • одной из стратегических альтернатив, направленных на привлечение внешних ресурсов вместо осуществления работы собственными силами;
  • постоянным сотрудничеством на основе контрактных отношений;
  • передачей выполнения отдельных видов работ сторонней организации на длительный срок;
  • передачей внешнему подрядчику тех видов работ, которые могли бы осуществляться внутри самой организации;
  • индивидуальным решением, отраженным в договоре между сторонами;
  • способом оптимизации деятельности организации;
  • инструментом, позволяющим распределять внутренние и внешние ресурсы для достижения целей и задач организации.


Сторонним подрядчиком может быть любая организация, обладающая характеристиками, позволяющими выполнять переданные ей задачи. Это материально-техническая база, необходимая для решения задач клиента, кадровый потенциал, опыт работы и профессиональные компетенции.

Приоритеты и тенденции

Объем рынка ИТ-услуг в России в 2008 г. оценивался в 4 млрд долл. (Gartner и IDC). Доля ИТ-аутсорсинга в нем не более 10% (400 млн долл. США). Но подходы и оценки аналитиков, интерпретация полученных из разных исследований результатов зависит от терминологии (в которой нет единства) и ее качества.

До кризиса компания Gartner прогнозировала рост затрат на ИТ до уровня 42% всех мировых затрат. Кризис внес существенные поправки в различные прогнозы развития ИТ-услуг и аутсоринга. Поэтому аналитики ожидают спад на ИТ-услуги в России за 2009 г. (точных данных пока нет). На стадии зрелости и востребованности в мире находится:

  • аутсорсинг клиентских станций;
  • аутсорсинг компьютерной помощи (Help Desk);
  • веб-хостинг и хостинг приложений;
  • размещение интернет-центра обработки и хранения данных;
  • аутсорсинг центра обработки и хранения данных.


Непростые времена настали для аутсорсинга:

  • сетевой инфраструктуры;
  • ERP-систем и связанных приложений;
  • приложений для ИТ-инфраструктуры;
  • клиентских приложений;
  • управления печатью.


Делать более долгосрочные прогнозы, когда подвержены переоценкам базовые фундаментальные основы модели экономического развития, проблематично.