Месторождения углеводородов Восточной Сибири и Дальнего Востока необходимо разрабатывать с помощью комплексной госпрограммы. По мнению участников парламентских слушаний в Госдуме, именно в рамках такого подхода сейчас создается единая система добычи, транспортировки нефти и газа в этом регионе. Однако даже самый высокий уровень принятия решений не позволяет оградить озеро Байкал от возможной экологической катастрофы.
Начальные запасы газовых ресурсов в Восточной Сибири и Якутии оцениваются в 64 трлн куб. м, суммарные разведанные запасы нефти — 1,5 млрд т. Причем если газовые месторождения являются уникальными (по объемам и составу газа), то нефтяные запасы относятся к категории низкорентабельных, с трудными условиями добычи. Добываемую нефть планируется продавать в страны АТР, в первую очередь в Китай.
На днях ОАО «Транснефть» начинает строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Хотя с конечной точкой его маршрута Правительство так и не определилось, первый этап строительства Тайшет-— Сковородино уже утвержден.
Кстати, железнодорожная станция Сковородино находится в 200 км от столицы БАМа Тынды, в 60 км от китайской границы и в 1,5 тыс. км от Тихого океана. Так что дальнейшая доставка нефти в КНР-— задача с множеством транспортных решений. Да и сама идея трубы, с точки зрения специалистов, далеко не безупречна. Гораздо выгоднее, по их мнению, было бы возить нефть железной дорогой от того же Тайшета до Сковородино (БАМ-овская ветка), не вкладывая в строительство ненужной трубы 6,5 млрд дол.
Главный минус нефтепровода заключается в том, что по утвержденному проекту он должен был пройти в 800 метрах от озера Байкал, что напрямую угрожает безопасности мирового экологического заповедника. Ситуацию усугубляет и высокая сейсмичность здесь (до 12 баллов).
Немного предыстории. В январе этого года на заключительном заседании комиссии Государственной экологической экспертизы 46 экспертов из 52 дали отрицательное заключение по проекту ВСТО. Но по просьбам «Транснефти» Ростехнадзор продлил сроки экспертизы на месяц и ввел в состав комиссии 34 новых эксперта. Затем комиссия была разделена на три части: до Байкала, вдоль него и после. Все эксперты второй группы дали отрицательное заключение. Остальные две трети комиссии в марте проголосовали за проект.
По мнению экспертов, существуют альтернативные способы транспортировки, например железной дорогой или также нефтепроводом, но по другому маршруту, в обход озера Байкал.
Но для «Транснефти» проще «договориться» с экологами, чем увеличить длину трубопровода на сотню километров. Ведь сэкономленные миллионы долларов гораздо важнее природного памятника мирового наследия.
Действительно, когда при принятии решений на государственном уровне во главу угла ставится «экономическая эффективность» отдельной компании, вопросы экологии отходят даже не на второй, а на последний план.
К сведению
Двадцать два академика и доктора наук Сибирского отделения РАН в открытом письме руководству Ростехнадзора предупредили, что при аварии за 20—40 минут нефтью покроется более 10 тыс. кв м акватории Байкала. Это приведет к гибели 90% эндемичных организмов, «которые являются механизмом самоочищения и поддержания уникальных качеств воды Байкала». Озеру 50 млн лет, в нем 80% запасов питьевой воды России и 20 — всего человечества.
На совещании в Томске Президент Владимир Путин неожиданно встал на сторону защитников Байкала, среди которых были губернатор Иркутской области А. Тишанин и вице-президент РАН Н. Лаверов. Он поручил главе ОАО «Транснефть» С.-Вайнштоку проложить трубопровод не менее чем в 40-км севернее Байкала, обезопасив водосборный бассейн.