Российский факторинг, пожалуй, один из немногих сегментов финансового рынка, которым мы по праву можем гордиться. И хотя по оборотам он значительно уступает рынкам Европы, стремительный темп его развития позволяет говорить, что уже через год-два он достигнет уровня некоторых восточноевропейских стран. Для этого отечественным компаниям и банкам необходимо изменить стратегию оказания факторинговых услуг, развивая институты управления кредитными рисками и аутсорсинга.
Российский рынок факторинговых услуг переживает настоящий бум развития. Согласно данным, представленным рейтинговым агентством «Эксперт РА», в прошлом году объем сделок вырос на 80—90%. Сегодня весь рынок оценивается в 5,5—5,7 млрд дол. Однако в сравнении с другими странами соотношение будет не в нашу пользу. Скажем, оборот рынка внутреннего факторинга России в 2004 г. оценивался всего в 1100 млн евро, тогда как Эстонии — 3500 млн, Норвегии — 7500 млн, а Великобритании — 182 000 млн евро.
С одной стороны, такое отставание объясняется относительной незрелостью отечественного факторинга, впервые появившегося как институт на финансовом рынке всего три года назад. С другой — усматриваются иные качественные отличия. Бурный рост объема факторинговых сделок, очевидно, связан не только с макроэкономическими факторами (рост торгового оборота компаний; развитие региональных сетей), но и с выходом в этот сегмент все новых и новых игроков. В прошлом году прибавилось 16 банков и несколько специализированных компаний, в том числе и первый нерезидент — французский Bank Societe Generale Vostok.
Доминирующую роль на рынке продолжают играть банковские структуры (по некоторым оценкам, число банков, оказывающих услуги кредитования под уступку денежного требования, около 200). Однако, как отмечают аналитики, тенденция выделения из банков самостоятельных специализированных факторинговых компаний усилилась. При этом на долю пяти крупнейших игроков по-прежнему приходится свыше 80% рынка. В перспективе появление новых компаний несколько снизит концентрацию капитала, хотя сравнительно высокий порог вхождения, риски и высокие требования к технологичности этого бизнеса существенно ограничат приток новичков. К тому же доходность факторинговых операций постепенно снижается. Темпы роста объема вознаграждения замедляются. Поэтому, по мнению аналитиков, многие банки, пришедшие на рынок из-за привлекательных ставок, вынуждены будут уйти. Особенно небольшие, не обладающие разветвленной филиальной сетью, которая позволила бы развивать бизнес в регионах.
Другим фактором, также препятствующим увеличению числа игроков, является рост объема просроченной задолженности. Если в 2004 г. она наблюдалась лишь в 7,8% от общего числа сделок, то в прошлом году ее доля достигла 11,6%. Банкиры связывают это с общим ухудшением платежной дисциплины дебиторов, чему в немалой степени способствует как усиление конкуренции, так и продление сроков отсрочки платежа.
По мнению г-на Трейвиша, зачастую проблемой банков и компаний, оказывающих факторинговые услуги, является достаточно узкое понимание специфики этой деятельности. Речь же должна идти не об одном продукте — финансировании в счет уступки права дебиторской задолженности, а о комплексе услуг, включающем в себя оценки и управления бизнес-рисками, страхования, аутсорсинга и т.д. В конкретном случае все зависит от потребностей компании. Так, если для малого бизнеса актуальны короткие (пусть более дорогие) кредиты без залогов, то для средней по размерам фирмы, скажем, продвигающей свой бизнес в регионах, намного важнее оценка бизнес-рисков и помощь в поиске деловых партнеров, которые могли бы воспользоваться факторинговой схемой. Поэтому, например, специализированные компании, оказывающие клиенту комплекс услуг, демонстрируют более быстрый рост по сравнению с банковскими структурами, где факторинг зачастую воспринимается лишь как разновидность кредитных операций.
В такой «узости стратегии» значительной части игроков отечественного рынка факторинга, полагает Григорий Карповский, есть определенная опасность. Дело в том, что, воспринимая факторинг исключительно как вид кредитования, игрокам приходится конкурировать в пределах одного продуктового ряда. Объяснить же, почему данный вид кредитования дороже другого на 30%, в этом случае сложно. Поэтому банкам приходится постепенно снижать ставки. Но механизм ценообразования факторинговых и кредитных операций различен, в силу чего и удешевление услуги чаще всего происходит в ущерб оценке рисков. В итоге, по мнению г-на Карповского, подобная стратегия неминуемо приведет к финансовым потерям и стагнации рынка в целом.
С этой точки зрения очевидно, что у специализированных компаний более прозрачные перспективы. Возможно, потому ряд банков в прошлом году посчитал необходимым выделить свои факторинговые подразделения в отдельный бизнес. В частности, два крупных игрока «Транскредитбанк» и «ВБРР» создали у себя дочерние компании. Хотя, как видно из приведенных данных (см. диаграмму), банкиры еще не сказали последнего слова. Специализированные факторинговые компании, по словам директора Департамента факторинговых операций «Промсвязьбанка» Виктора Носова, зачастую ограничены в средствах, тогда как ресурсная база у банков и шире, и дешевле. Увеличение стоимости запасов не может не отражаться на стоимости услуг, поэтому банки обладают более высоким потенциалом развития.
Григорий Карповский,
гендиректор ФК "Еврокоммерц"
— Ажиотаж и желание получить быструю прибыль не вегда подкрепляется четким соблюдением разработанных методик оценки и отбора клиентов. Этап эйфории скоро пройдет, следствием станет этап невозвратов.
Михаил Трейвиш,
председатель правления НФК:
— Чем выше конкуренция среди поставщиков, тем на большее количество вещей они будут закрывать глаза. Это не будет свидетельствовать о неплатежеспособности дебиторов… они просто пользуются моментом как любые разумные экономические субъекты.