Отечественный турбизнес начинает выбиваться из общемировых тенденций. Если в прошлом году, по данным Всемирного совета туризма и путешествий (WTTC), оборот мировой туриндустрии превысил 6 трлн дол., прибавив с начала года 5,7%, то, по информации Росстата, в России, наоборот, второй год подряд отмечается спад турпотоков. В отсутствие четкой государственной политики в сфере туризма операторы рынка осваивают новые сегменты.
Дорогая моя столица...
Число граждан, выезжающих из страны, в 2005-м выросло всего на 3,5%, тогда как в 2004 году прирост составлял 15,5%.
Что касается въездного туризма, поток в страну в прошлом году сократился на 15,5%. По оценкам тур-
операторов, картина еще безрадостнее: на самых популярных маршрутах число туристов упало на 25%. Игроки говорят о сложностях визового режима и росте стоимости тур-услуг: на 20% подорожали авиа- и ж/д билеты, на 10—15 — проживание в гостинице, на 20% — общепит, в несколько раз — билеты в музеи.
Дефицит предложения способствует росту цен, и особенно это заметно в секторе гостиничного бизнеса. По информации британской консалтинговой компании Deloite, московские отели хотя и уступают по заполняемости стамбульским, однако занимают первое место в Европе по приросту доходности. В прошлом году доходность одного номера выросла на 136 евро. В Екатеринбурге местные власти и вовсе ввели налог на приезжающих иностранцев. Чтобы зарегистрировать у себя туриста, хотeльерам придется заплатить в местную казну сумму исходя из утвержденного тарифа. Стоит ли удивляться, что в прошлом году мы потеряли-около полумиллиона туристов?
Рост цен, отсутствие качественного сервиса и необходимой инфраструктуры — отнюдь не единственные факторы, способствующие спаду интереса со стороны иностранных туристов к России. В прошлом году Российский союз туриндустрии провел опрос среди 115 операторов на тему: что мешает развитию въездного туризма? Около трети компаний заявили, что иностранцы опасаются стать жертвой теракта или криминала, причем в число опасностей многие включили неадекватное поведение по отношению к туристам сотрудников правоохранительных органов и таможенников.
Крайне негативный имидж России для туризма подтверждают и данные журнала Forbes, составившего список 14 самых опасных для путешествий стран. В их числе Афганистан, Ирак, Грузия, Пакистан, несколько африканских стран, Гаити, Папуа—Новая Гвинея и Россия, где, по мнению американских аналитиков, высока вероятность похищения с целью выкупа.
Туристы-«невидимки»
Вопреки общей тенденции снижения турпотока в России численность иностранцев, приезжающих к нам с бизнес-целями, продолжает расти. При дальнейшем развитии отечественной экономики и приходе новых игроков этот сегмент может стать одним из самых весомых в доходах отрасли.
Однако как и 10—15 лет назад, российский турбизнес остается непрозрачным и поэтому характеризуется отсутствием сколь-либо достоверной статистики. В итоге оценить реальные объемы рынка инкаминга и саму структуру визитов сложно. По официальным источникам, подавляющее большинство туристов приезжают в нашу страну с целью отдохнуть или погостить у родственников и друзей. Доля бизнес-визитов пока незначительна: по данным WTTC, она не превышает 24%, хотя аналитики полагают, что эта индустрия недооценена.
Во-первых, значительная доля поездок, в официальных документах фиксируемая как отдых, на деле таковой может не являться. Не секрет, что получить бизнес-визу в России намного сложнее, чем туристическую. Поэтому остается только догадываться, сколько «невидимых» туристов-бизнесменов ежегодно посещают нашу страну. Причем если число одно-двухдневных визитов (чаще всего на этот срок приезжали челноки из стран СНГ) в последние годы стремительно падает, то объемы более основательного делового туризма, наоборот, растут.
Не секрет, что получить бизнес-визу в России намного сложнее, чем туристическую. Поэтому остается только догадываться, сколько «невидимых» туристов-бизнесменов ежегодно посещают нашу страну. Причем если число одно-двухдневных визитов (чаще всего на этот срок приезжали челноки из стран СНГ) в последние годы стремительно падает, то объемы более основательного делового туризма, наоборот, растут.Об этом говорят не только операторы, но и чиновники. Зам. руководителя Федерального агентства по туризму Натэла Шенгелия заявила, что если объемы туризма с целью отдыха за последний год действительно сократились на полмиллиона человек, то объемы делового увеличились на полмиллиона.
Во-вторых, рынок MICE (MeetingsIncentiveConventionsExhibitions), как принято обозначать сферу делового туризма в международной практике, еще молодой. Хотя первые компании, специализирующиеся на визитах, связанных с посещением конференций и выставок, появились больше 15 лет назад, но из-за отсутствия информации о подобных туруслугах и практики поощрительных поездок в российском бизнесе (что также входит в сегмент MICE) эта индустрия-до недавнего времени оставалась не столь популярной.
Количество иностранных туристов, посетивших Россию в 2005 году, с разбивкой по странам (по данным Росстата)
Страны |
Принято иностранных туристов | |||
всего |
с деловой целью |
с целью отдыха |
с частными целями | |
Великобритания |
199 721 |
67 285 |
118 996 |
13 440 |
Германия |
495 706 |
121 649 |
313 547 |
60 510 |
Испания |
74 276 |
7744 |
60 180 |
6352 |
Италия |
172 431 |
37 648 |
125 310 |
9473 |
Франция |
168 939 |
44 435 |
109 305 |
15 199 |
Финляндия |
1 025 782 |
735 923 |
175 557 |
114 302 |
США |
268 180 |
77 416 |
156 737 |
34 027 |
Япония |
79 786 |
23 791 |
50 842 |
5153 |
Турция |
138 334 |
82 368 |
43 978 |
11 988 |
Китай |
702 975 |
146 277 |
204 192 |
352 506 |
Польша |
1 145 818 |
46 133 |
133 096 |
966 589 |
Литва |
1 185 531 |
396 780 |
70 445 |
718 306 |
Южная Корея |
64 612 |
13 728 |
43 304 |
7580 |
Объем рынков въездного и внутреннего туризма в России в 2005 году (без учета деловых туристов и туристов, путешествующих с частными целями)*
Численность внутренних туристов, путешествующих по путевке |
7,5 млн чел. |
Средняя стоимость поездки по стране по туру на одного туриста |
20,5 тыс. руб. |
Численность внутренних туристов, путешествующих частным образом |
15,6 млн чел. |
Средняя стоимость поездки, совершаемой частным образом, на одного туриста |
18,6 тыс. руб. |
Численность иностранных туристов |
5,4 млн чел. |
Средняя стоимость поездки для иностранного туриста |
820 дол. США |
Все любят MICE
Оборот рынка делового туризма в России эксперты оценивают приблизительно в 900 млн дол., включая деятельность международных сетевых компаний, обслуживающих крупные иностранные корпорации и западные турфирмы, имеющие в России свои представительства. На долю специализированных компаний приходится до 80% оборота, однако погода в этом сегменте быстро меняется. Дело в том, что MICE является сейчас одним из самых доходных и быстрорастущих сегментов (прибыльность массового туризма колеблется в районе 6—7% и год от года падает, в сегменте MICE — 10—12%).
Это объясняется как активностью иностранных инвесторов, скупающих активы российских предприятий и развивающих торговые сети, так и приходом новых игроков. Хотя специализирующиеся на деловом туризме компании пока можно посчитать по пальцам (крупнейшие из отечественных — «Академсервис», «Аэроклуб-тур», «Конкорд», «Нико Трэвел Групп», «Континент Экспресс», «Эндрю Трэвел Хаус», «Демлинк Трэвел», «Евроконтакт Плюс»), однако многие крупные туроператоры включили в перечень оказываемых услуг и MICE.
Появление новых игроков означает, что доходность бизнеса будет падать. Тем более если речь идет о неспециализированных компаниях, сбрасывающих свободные места в самолетах и реализующих туры корпоративным клиентам по демпинговым ценам.
Пока же ежегодный 30—40%-ный рост рынка позволяет мирно сосуществовать и специализированным операторам, и компаниям, организующим мероприятия и праздники, и пиар-агентствам. Но очевидно, что в отсутствие необходимой для развития делового туризма инфраструктуры в недалекой перспективе сохранение этой тенденции проблематично. Операторы говорят, что часто сталкиваются с тем, что западная компания, намеревающаяся провести в России какой-либо форум, интересуется состоянием здравоохранения, общественного транспорта, уровнем безопасности и комфорта. По всем этим параметрам любой европейский город серьезно превосходит нашу столицу. Не говоря уже об отсутствии необходимой для ведения бизнеса инфраструктуры.
С этой точки зрения появление туристско-рекреационных ОЭЗ и тактика точечного строительства объектов отдыха для предполагаемых зарубежных гостей, конечно, не приведет к значительному результату. Идет ли речь о деловых поездках или массовом туризме — чтобы привлечь иностранцев, нужно создавать комфортную среду обитания в стране в целом, а это намного сложнее, чем отреставрировать усадьбу или пустить императорский поезд по третьему транспортному кольцу.
Количество иностранных граждан, въехавших в РФ в 2005 году, с разбивкой по целям поездок (по данным Росстата)
Страны |
Всего |
Туризм |
Прочие цели | ||||
бизнес |
отдых |
частные цели |
ПМЖ |
транзит |
обсл. персонал | ||
Дальнее зарубежье |
9 400 046 |
2 590 569 |
2 251 027 |
3 516 039 |
4010 |
148 445 |
889 956 |
СНГ |
12 798 988 |
635 744 |
133 599 |
10 812 930 |
20 827 |
349 476 |
846 412 |
Всего (ДЗ+СНГ) |
22 199 034 |
3 226 313 |
2 384 626 |
14 328 969 |
24 837 |
497 921 |
1 736 368 |
Р. Горохов,
директор компании
«Нико Трэвел Групп»:
— Когда говорят о деловом туризме, то обычно имеют в виду или поездки наших туристов на зарубежные конференции и выставки, или въездной туризм. Но я выделил бы еще один сегмент — это рынок внутри страны, когда компании, находящиеся в России, проводят деловые встречи, семинары, конференции в своих региональных филиалах. И это один из самых динамично развивающихся сегментов, уже сейчас мы продаем в два раза больше авиабилетов на внутренние рейсы, чем за рубеж. Рост рынка MICE в значительной мере обусловлен именно ростом внутренних поездок.
Есть также направление деятельности в сфере MICE, где потенциал российского рынка еще не раскрыт, — это проведение международных конгрессов и форумов численностью участников свыше 1000 человек. Для привлечения иностранных туристов нужны усилия на государственном уровне. Важны многие факторы — уровень цен на авиаперевозки и на гостиничные услуги, состояние здравоохранения и общественного транспорта, а также административные барьеры. Пока в глазах международных комитетов, выбирающих площадки для будущих конгрессов и форумов, Россия не в самом выигрышном положении. Но многие зарубежные эксперты отмечают богатый потенциал у нашей страны. Чтобы реализовать его, понадобится большая работа как государственных органов, так и коммерческих структур.