Контроль за применением контрольно-кассовой техники возложен на налоговые органы. Одним из излюбленных способов такого контроля является покупка товара самим проверяющим с одновременным наблюдением за действиями кассира по выдаче чека ККТ.
При такой форме контроля многих смущает то, что проверочная закупка предусмотрена только Федеральным законом от 12.08.95 №-144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в качестве оперативно-розыскного мероприятия.
Даже из Закона РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции» право органов внутренних дел на проведение контрольных закупок исключено.
Однако Минфин РФ это совсем не смущает.
В своем Письме от 07.02.2006 № 03-01-15/1-23 финансовое ведомство указало, что действия проверяющих следует разделять на два вида.
-
Приобретение товаров (услуг) в личное пользование могут осуществлять налоговые инспекторы для собственных нужд.
-
Приобретать товары (услуги) могут и сотрудники органов внутренних дел, наделенные правом контрольной (проверочной) закупки.
Так вот покупка товара (заказ услуги) для собственных нужд, проведенная в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники, по мнению Минфина, не выходит за рамки полномочий налогового органа по контролю за соблюдением применения ККТ и вообще контрольной закупкой не является.
Справедливости ради следует сказать, что некоторые арбитражные суды придерживаются такого же мнения-(постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.07.2004 №-Ф04-5024/2004(А70-3099-27), ФАС Северо-Западного округа от 05.05.2005 №-А56-41328/04).
Правда, после проведенной покупки (заказа) проверяющие обязательно должны предъявить руководителю или другому должностному лицу организации (представителю индивидуального предпринимателя) поручение налогового органа, служебные удостоверения и документально оформить результаты проверки соблюдения законодательства о применении ККТ.
Особняком, правда, стоит мнение ФАС Дальневосточного округа. Там считают, что даже закупка налоговиками товара для собственных нужд является закупкой контрольной. А ее могут производить только сотрудники правоохранительных органов в рамках Федерального закона от 12.08.95 №-144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Так, например, в Постановлении от 21.04.2004 №-Ф03-А37/04-2/62 дальневосточные судьи решили, что факты нарушения законодательства, выявленные в ходе контрольной закупки сотрудниками МНС РФ, не могут быть использованы для применения санкций в силу ч. 3 ст. 64 АПК РФ как полученные с нарушением законодательства.
Однако окрыленный победами в других регионах Минфин посчитал необходимым обратиться в Президиум ВАС РФ для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, принятых арбитражными судами Дальневосточного округа, как нарушающих единообразие в толковании и применении судами норм права (ст. 304 АПК РФ).
Хочется верить, что ВАС РФ поставит окончательную точку в этом споре.