Индекс деловой среды ежемесячно будет измерять Российский союз промышленников и предпринимателей путем опроса крупных отечественных работодателей.
Текущая самооценка бизнеса во многом связана с тем, что официальная статистика публикует сведения с запозданием. А бизнесу важно знать, что происходит сейчас и что ожидать завтра. Мониторинг РСПП призван ликвидировать этот временной лаг и оперативно отслеживать самочувствие и настроение крупного бизнеса, чтобы на основе высокоточного и оперативного самодиагноза, поставленного основными игроками делового мира, выстраивать сообразно текущим тенденциям взаимодействие бизнеса с властью и обществом, отметил президент РСПП Александр Шохин на презентации нового проекта.
Февральский пилотный опрос топ-менеджеров показал, что предприниматели настороженно относятся к общему уровню наметившихся изменений в экономике. По их мнению, зафиксированный статистикой бурный рост промпроизводства в декабре можно отнести к низкой базе данных в декабре предыдущего года, в разгар экономического кризиса.
Статистика фиксирует ситуацию, а респонденты РСПП дали экспресс-анализ на основе собственных ощущений о состоянии дел в экономике в целом и в их компании в частности. Например, повод для размышлений и соответствующих выводов уже для экспертного сообщества дает выставленное ими соотношение между закупочными и отпускными ценами произведенной продукции. Индекс деловой среды РСПП знаком «минус» отмечает пункты падения по отношению к нулевому уровню, равному 50 пунктам каждого индекса. Таким образом, предметом анализа становятся причины снижения цены продажи на фоне роста цены закупок в соотношении –1,9 к –15,1.
По результатам февральского опроса 60 работодателей (не менее 300 — в перспективе), три индекса из семи измеряемых имеют угол падения в 1—5 пунктов. По словам А. Шохина, «несмотря на то, что по показателям физического объема в некоторых отраслях наблюдается приближение к докризисным уровням, в плане финансовых показателей говорить о подобной тенденции еще преждевременно».
В основе нового мониторинга — методики бизнес-ассоциаций Великобритании, Германии, КНР и США и ЗАО «ВТБ-капитал», основанные на опросе менеджеров по закупкам. Ближайшим аналогом исследования является также «Барометр „Деловой России“», дающий оценку делового климата в обрабатывающей промышленности на основе анализа 20 различных конъюнктурных индексов.