Интеграция стран СНГ, как показывает статистика, постепенно идет на спад. Причиной снижения многие эксперты считают отказ государств Содружества от передачи части своих национальных полномочий наднациональным органам. Новый импульс интеграции могут придать инициативы России, которые обсуждались на днях в рамках Международного экономического форума государств СНГ. Они, в частности, предполагают предоставление бывшим советским республикам павильонов на ВВЦ.
В базовых документах, подписанных при создании СНГ в 1992—1993 гг., предполагалось, что Содружество будет развиваться по обычному сценарию регионального интеграционного объединения. То есть по пути, который прошли многие экономически развитые страны, прежде всего государства Евросоюза. Этот путь предусматривал следующие этапы интеграции бывших советских республик: сначала создание таможенного союза, далее зоны свободной торговли, затем единого экономического пространства со свободой движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и, наконец, экономического и валютного союза.
Суверенитет превыше всего
Почти одновременно с декларированием этих конечных целей в начале 1990-х гг. была выдвинута задача, выполнение которой по сути поставило крест на углублении интеграции СНГ. Речь идет о сохранении суверенитета в полном объеме всеми странами Содружества и об отказе от формирования наднациональных органов. Хотя даже Таможенный союз (не говоря об экономическом и валютном) требует передачи части функций национальных государственных органов наднациональным структурам. Затем, в середине 1990-х гг., элита в большинстве стран СНГ пришла к мнению, что нужно полностью отказаться от передачи национальных функций наднациональным органам. Впоследствии лидеры государств Содружества перестали упоминать в своих выступлениях конечные цели взаимной интеграции.
Во многом благодаря «замороженному» формату интеграции стран Содружества ее уровень постоянно снижался на протяжении существования СНГ. Статистические показатели убедительно свидетельствуют о резком ослаблении хозяйственных связей между бывшими республиками СССР за время их независимого существования.
В структуре внешней торговли РФ, отмечает эксперт Института экономики РАН Л. Косикова, роль европейского и азиатского векторов постоянно растет, а значение вектора СНГ все более «проваливается». В начале 1990-х гг. его доля в суммарном объеме нашего внешнеторгового оборота достигала почти 60%, в 2000 г. — всего 19%, а к 2009 г. упала до 15%. Сегодня 85% внешнеторгового оборота РФ приходится на дальнее зарубежье. Даже торговля России с ближайшими союзниками внутри СНГ — государствами ЕвразЭС, куда входит Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, — занимает менее 8% в объеме внешней торговли РФ.
Не лучше и положение с инвестициями. В государства Содружества, по данным Института экономики РАН, наша страна вложила от 2 до 8% своих зарубежных инвестиций, явно отдавая предпочтение вывозу капитала за пределы постсоветского пространства. В свою очередь наши партнеры по СНГ также мало инвестируют в российскую экономику. На их долю приходится лишь около 3% прямых иностранных инвестиций, поступивших в Россию из-за рубежа.
Аналогичные грустные выводы сделали и эксперты Евразийского банка развития, разработавшие специальную систему индикаторов интеграции СНГ. За прошедшие годы уровень взаимного сотрудничества возрос лишь в сфере трудовой миграции. В области торговли, энергетики и сельского хозяйства наблюдается резкий спад интеграции.
Первой ласточкой более высокого уровня интеграции стран СНГ стал Таможенный союз, который начал действовать с начала текущего года. В рамках его реализации Россия, Белоруссия и Казахстан передают часть своих национальных полномочий, включая определенную долю таможенных платежей, наднациональным органам.
Новый импульс
Укреплению интеграции Содружества могут послужить инициативы России, ставшей председателем СНГ с начала нынешнего года. Основные инициативы озвучил на Международном экономическом форуме государств Содружества вице-премьер Правительства РФ И. Шувалов.
Во-первых, Россия постарается завершить в 2010 г. работу над новым договором о создании многосторонней зоны торговли стран СНГ. Сегодня она существует с множеством изъятий и функционирует на основании двусторонних соглашений.
В новом договоре будут регламентированы вопросы применения мер торговой политики в рамках СНГ в соответствии с правилами мировой системы регулирования торговли. Документ призван заменить десятки уставов и соглашений, что заметно упростит администрирование внутри региональной торговли. Механизмы проекта договора предусматривают присоединение новых стран, что облегчит формирование широкой евразийской зоны сотрудничества.
Во-вторых, Россия выдвигает инициативу, связанную с регулированием трудовой миграции. Граждане СНГ, прибывшие в РФ трудиться, вносят большой вклад в развитие нашей страны. Мы крайне заинтересованы в дальнейшем упорядочении миграционных процессов, повышении профессиональной подготовки мигрантов, цивилизованном решении их социальных проблем.
В-третьих, ряд предложений нацелен на укрепление сотрудничества в области энергетики. Государства Содружества могут совместно формировать прогнозы потребления энергоресурсов на период до 2020 г. и в дальнейшем на их основе формировать балансы энергопотребления. Еще одним направлением интеграции станет совершенствование системы техрегулирования в области электроэнергетики и актуализация договора об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем стран СНГ от 25.11.98.
В-четвертых, в сфере транспорта предстоит большая работа в отношении поэтапной либерализации воздушного сообщения на пространстве стран СНГ, развитие их совместного транзитного потенциала.
На повестке дня также реализация договоров о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территориям государств Содружества, включая формирование координационного комитета транспортных коридоров СНГ.
В-пятых, Россия надеется продвинуться вперед в обеспечении продовольственной безопасности и эффективного функционирования аграрного рынка Содружества. Для этого необходимо завершить концепцию продовольственной безопасности государств СНГ и приступить к заключению соглашений по отдельным сегментам продовольственного рынка.
Наибольший интерес представляет договор о рынке зерна. Тем более что срок действия основных направлений создания и функционирования рынка зерна Содружества на период до 2010 г. завершается.
Нужно иметь в виду, что по производству пшеницы на наши страны приходится 12%, по ее экспорту — почти 30% мирового объема.
В-шестых, предстоит усовершенствовать организационную работу в рамках Содружества. Пора перестать измерять эффективность СНГ числом подписанных документов. Как отметил вице-премьер, лучше меньше, да лучше. Документы необходимо готовить ответственно и тщательно, подписывать только те из них, которые устраивают всех участников без оговорок и изъятий. Нет ничего страшного, если по каким-либо проектам консенсуса достичь не удастся. Значит, их следует реализовывать на иных, более узких площадках — ЕвразЭС, ОДКБ, Таможенного союза.
В общем, планов, как говорится, громадье, включая создание в Москве на базе ВВЦ постоянно действующих выставок государств СНГ.
Этот вопрос обсуждался уже много лет. Наконец, в текущем году российское правительство приняло окончательное решение, что страны СНГ получат свои национальные павильоны в долгосрочную аренду за символическую плату. Так что свинарка из Белоруссии и пастух из Армении вновь смогут встретиться и полюбить друг друга на ВДНХ, простите, ВВЦ.
Независимые эксперты во многом поддерживают новый тренд, наметившийся в отношениях Российской Федерации со странами СНГ.
Так, директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института д.э.н. А. Спартак считает, что сейчас настал момент дополнить нашу политику в отношении стран Содружества консолидирующим акцентом. Ведь консолидировать пространство СНГ сегодня вполне реально, уверен ученый. Многие страны к этому, можно сказать, сами тянутся. При благоприятном развитии событий в будущем на основе консолидации государств Содружества можно решить ряд более глобальных проблем, в частности диалог России и Евросоюза переформатировать в диалог Евросоюза и СНГ. Таким же образом можно переформатировать диалог с Китаем.
При диалогах в двустороннем порядке наша страна во многом проигрывает, поскольку может гораздо меньше предложить своим партнерам. Вместе со странами СНГ мы сможем более успешно решать многие задачи на международной арене.