Президент РФ внес в Госдуму законопроект, освобождающий бизнес от чрезмерной ответственности за экономические преступления. Бесспорно, преступления в предпринимательской сфере нельзя ставить в один ряд с грабежами и убийствами, поэтому совершившие их получат мораторий на досудебный арест — его заменят залогом. Кроме того, бизнес-преступникам ослабят ответственность. А вот чиновникам, препятствующим предпринимательской деятельности, ужесточат наказание.
Президент РФ предложил внести в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ значительные изменения в части условий и мер ответственности за некоторые преступления в сфере предпринимательства.
Увеличено число статей Уголовного кодекса РФ, которые регламентируют осуществление хозяйственной деятельности и по которым вводится мораторий на досудебный арест. Эта жесткая мера не будет распространяться на предприимчивых нарушителей экономического спокойствия, их не будут сажать в СИЗО.
Напомним, что редакция ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ, действующая с 1 января 2010 г., запрещает заключать под стражу подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных всего четырьмя статьями Уголовного кодекса РФ: 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица», 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации», 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента» и 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».
Предлагается этот перечень расширить. В частности, в него войдет более двух десятков составов экономических преступлений и несколько неэкономических составов с условием их совершения в сфере предпринимательской деятельности (например, мошенничество, присвоение или растрата, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием). Само понятие «предпринимательская деятельность» в УК РФ не появится, что позволит следователям самостоятельно определять, распространяется ли на совершенное деяние мораторий на арест.
К сожалению, это лазейка для коррупции и нарушения прав обвиняемого и подозреваемого: предъявленные обвинения не будут формулироваться как экономические, а значит, не подпадут под мораторий.
Что касается других лазеек, используемых правоохранительными органами в настоящее время для санкционирования ареста, они есть и ими будут пользоваться дальше. Дело в том, что запрет арестовывать предпринимателя действует, если его личность установлена, он имеет постоянное место жительства на территории РФ, не нарушал ранее избранную меру пресечения и не скрывался от органов предварительного расследования или суда (ч. 1 ст. 108 УПК РФ). Отсутствие одного из обстоятельств позволяет арестовывать. Причем нередко эти обстоятельства формируются намеренно благодаря смекалке правоохранительных органов, заинтересованных в том, чтобы подследственный всегда был под рукой.
Например, не составит труда потерять паспорт подозреваемого или обвиняемого, и он сразу становится неустановленной личностью. Или забронировать билеты от имени попавшего под следствие, что укажет на его попытку скрыться от следствия. В этих случаях имеются все показания для помещения нарушителя в СИЗО.
Запрет на досудебный арест (который, как мы уже поняли, можно обойти) вовсе не означает, что к подозреваемому или обвиняемому по экономическим преступлениям не будут применяться иные меры пресечения. Вариантов много, среди них подписка о невыезде, личное поручительство заслуживающего доверия лица, залог и домашний арест. Из перечисленных залог должен стать самой востребованной мерой для отступившего от закона бизнес-нарушителя. Представляется, что такой подход логичен: за экономические преступления надо платить. Кроме того, находясь на свободе, продолжая работать и платить налоги, такие обвиняемые будут приносить больше пользы, чем пребывая в СИЗО за счет бюджета. А при нарушении подозреваемым либо обвиняемым обязательств, связанных с внесенным залогом, последний обращается в доход государства.
Залог обретет грани
Обновят и норму УПК РФ о залоге (ст. 106). Предлагается разрешить использовать в качестве залога не только деньги, но и недвижимость, ценные бумаги, правда только акции и облигации, допущенные к публичному обращению в РФ.
Недвижимость в качестве залога будет приниматься только при условии, что она не обременена (нет ограничений в использовании) и (или) не является для залогодателя и членов его семьи единственным пригодным для постоянного проживания помещением.
Кроме того, законодательно будет определен минимальный порог залога (сейчас его нет), который позволит выпустить подозреваемого. Так, по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести залог устанавливается в размере не менее 100 000 руб. По делам о тяжких и особо тяжких преступлениях — не менее 500 000 руб.
Вид и размер залога, как и прежде, будут определяться с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого и имущественного положения залогодателя.
К сожалению, законопроект не дополнит УПК РФ ориентирами определения размера залога. До сих пор он определяется на глаз: во внимание берутся ботинки, часы и авто, на котором приехал будущий залогодатель. Такой субъективный подход влечет вероятность назначения неподъемного залога, и предприниматель все равно может отправиться в СИЗО.
Крупный ущерб: планку поднимут
Предлагается поднять планку так называемого причиненного ущерба, по которому определяется уголовное преследование и тяжесть наказания — штраф или тюремный срок.
Размер крупного ущерба, позволяющего привлечь нарушителей к уголовной ответственности, указан в примечании к ст. 169 УК РФ и распространяется на статьи, содержащиеся в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», за исключением ст. 174, 174.1, 178, 185—185.4, 193, 194, 198, 199 и 199.1. Размер крупного ущерба увеличат с 250 000 руб. до 1,5 млн руб., а особо крупного — до 6 млн руб. (вместо 1 млн руб.).
Это связано с увеличением в шесть раз размера крупного и особо крупного ущерба применительно к налоговым преступлениям (Федеральный закон от 29.12.2009 № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Повышение означает, что деяния, которые сейчас признаются уголовно наказуемыми, могут быть выведены из-под действия Уголовного кодекса РФ и уже возбужденные уголовные дела будут прекращены на основании ч. 2 ст. 24 УПК РФ.
Другими словами, лица, в отношении которых уже возбуждены уголовные дела, могут в скором времени выйти на свободу.
Другие послабления
Статьи 171 «Незаконное предпринимательство» и 172 «Незаконная банковская деятельность» УК РФ содержат указание на «нарушение лицензионных требований и условий», выявление которого позволяет привлечь к уголовной ответственности. Но сами требования и условия не имеют точного определения, что приводит к расширительному толкованию и открывают возможности для злоупотреблений.
Например, по ст. 171 УК РФ к уголовной ответственности привлекаются лица, действующие без специальных сертификатов на оборудование, необходимого количества квалифицированных кадров, страховых документов и т.д. Предлагается неопределенную формулировку из обеих статей исключить и оставить ответственность только за работу без лицензии.
Статью 173 «Лжепредпринимательство» вообще хотят исключить из УК РФ. Как показывает практика, она не применяется.
Предлагается новая редакция статьи о легализации (174.1). Теперь следствию придется доказывать, что подозреваемый именно легализовывал (отмывал) преступно нажитые доходы. В переводе на юридический — придавал им правомерный вид.
Наказание для чиновников
Для защиты прав предпринимателей предлагается ужесточить ответственность лиц, препятствующих законной предпринимательской деятельности. Пересмотрят ответственность должностных лиц, отказывающих в госрегистрации индивидуальных предпринимателей или юридических лиц либо уклоняющихся от их регистрации, неправомерно отказывающих в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклоняющихся от его выдачи, ограничивающих права и законные интересы названных представителей бизнеса, а равно незаконно ограничивающих самостоятельность либо иным образом незаконно вмешивающихся в их деятельность, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 169 УК РФ). Отметим, что отказать в госрегистрации или в выдаче лицензии должностные лица могут в строго ограниченных случаях, перечисленных в законах, регламентирующих соответствующую сферу.
Штраф за эти нарушения не будет ограничен 200 000 руб., а составит от 200 000 до 500 000 руб. Если такие действия совершены в нарушение уже вступившего в законную силу судебного акта или причинен крупный ущерб (ч. 2 ст. 169 УК РФ), то должностное лицо будет оштрафовано на сумму до 280 000 руб. (сейчас до 250 000 руб.) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или будет лишено свободы на срок до трех лет (сейчас до двух лет).