В условиях положительной динамики рынков управление предприятием осуществляется по уже сложившимся технологиям. Но сегодня, когда изменены и сужены рынки, сокращены объемы продаж, приходится корректировать стратегию и выбирать ориентиры на основе тенденций, сформировавшихся исходя из изменений прошлого года. Отслеживая и изучая изменения во внешней среде, можно понять, что происходит на рынке. Опасность для жизнедеятельности предприятия представляют не отдельные события (рост цен, тарифов, налоги), а долгосрочные процессы, приводящие к негативным тенденциям. Их своевременное обнаружение позволит поддерживать конкурентоспособность и стабильность предприятия. Надежным помощником руководителя может стать контроллинг.
Подход контроллинга
С одной стороны, необходимо обладать профессиональными знаниями и умениями, позволяющими использовать разнообразный управленческий инструментарий в аналитических целях для получения достоверной информации и подготовки управленческих решений. Это предполагает знание технологии и экономики бизнеса (предприятия). При этом главное — практическая ориентация информации на ежедневные потребности руководителей, постоянно решающих головоломки.
С другой стороны, важны социальная компетенция, умение применять профессиональные знания и навыки при реализации и достижении поставленных целей. Надо не только рассчитывать финансовые последствия решений, но и своевременно доводить до сведения руководителей информацию, необходимую для принятия решений, представлять и комментировать ее надлежащим образом, то есть «продавать» свой продукт руководству и специалистам в виде аналитических отчетов, записок и т.д. Нужно обсуждать актуальные проблемы на экономическом языке, выступать в роли модератора и принимать согласованное решение.
Чем сложнее ситуация на предприятии, тем важнее социальная компетенция контроллинга. Это его качество поможет критически оценить структуру предприятия и выполняемые функции в отдельных службах, которые позволяли достигать хороших результатов в прошлом. Сегодня изменения ситуации на рынках неизбежно связаны с изменением устоявшегося порядка работы (организации).
Система аналитического учета
Контроллер рассматривает информацию через призму аналитики и выстраивает систему учета и управленческих расчетов по четырем парам расчетных величин (см. «ЭЖ», 2010, № 4):
-
затраты и доходы;
-
издержки и объем производства;
-
выплаты и поступления (доход и приход);
-
расходы и доход (приход).
Основываясь на этих величинах, следует выделить три аналитических уровня — анализ ликвидности, доход фирмы, производственная прибыль (схема 1). Далее можно отслеживать лишь изменение прибыли и ликвидности не только по предприятию в целом, но и более детально — в производственно-экономической и финансово-экономической сферах.
Контроллер использует взаимосвязи между данными уровнями и сферами таким образом, чтобы своевременно получать информацию об изменениях во внешней среде, анализировать ее, формулировать предварительные выводы и предлагать варианты адаптации к изменениям.
Исходя из такого разделения задач структура аналитического учета включает финансово-экономическую (внешнюю) и производственно-экономическую (внутреннюю) сферы предприятия (табл. 1).
Внешняя система аналитического учета (финансовый учет) охватывает все процессы между предприятием и внешней средой, результаты представляются в основном в финансовых отчетах, ориентированных на информационные потребности, в частности, собственников, инвесторов, кредиторов.
Внутренняя система аналитического учета (управленческий или производственный учет) строится на внутренних процессах предприятия и включает в основном расчеты издержек и объемов выпуска продукции в короткие периоды для определения доходности предприятия и расчеты по планированию его деятельности. Эта информация готовится для руководителя и используется только при принятии управленческих решений.
Аналитическая система учета с соответствующими расчетами расширяет и дополняет возможности традиционной системы учета. Она формируется исходя из потребностей управления и может выполнять функцию управленческих расчетов и информационного инструментария для менеджера.
Расчеты базируются на расчетных величинах потоков и запасов и составляют элемент управленческой системы учета.
Контроллер занимается внутренним учетом для определения результатов управленческих решений, калькуляцией продукции (определение ее цены) и сопровождением проектов.
Управленческие расчеты
Управленческие, или аналитические, расчеты нужны для управления главными целями предприятия (прибыль и ликвидность), анализа, оценки, планирования и контроля производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности. Одна из важных функций таких расчетов — обеспечение обратной связи с рынками и отслеживание изменений.
Для практического использования расчеты классифицируют по таким критериям, как направленность информации, повторяемость, объекты, время и расчетные величины аналитического учета (схема 2).
Каждый конкретный расчет обычно объединяет несколько критериев и различные цели.
Такой подход поможет различать направления деятельности, последовательно исключать неэффективные и развивать перспективные, основываясь на стратегических показателях (например, величине маржинального дохода либо сумме покрытия одного продукта или направления деятельности).
Получаемая в результате аналитических расчетов информация используется исходя из целей предприятия. Главное назначение этих расчетов в том, чтобы информировать руководство или собственника, насколько предприятие своими решениями и действиями в прошлом и планами на будущее приближается к намеченной цели.
Система финансово-экономических управленческих расчетов формируется в соответствии с целями предприятия (прибыль и ликвидность, экономика и финансы). В ней можно выделить две группы: первая — экономические расчеты издержек, доходов, прибыли, вторая — финансовые расчеты и расчеты по финансированию. Каждая группа согласно целевому назначению оперирует стоимостными или финансовыми величинами потоков и (или) запасов (издержки, доходы, затраты, выплаты, поступления и проч.). Прибыль можно рассчитывать двумя способами: за определенный период времени на основании данных отчета о прибылях и убытках и на определенный момент времени на основании данных баланса как изменение величины собственного капитала. А в балансе как самостоятельной подсистеме содержится и сальдо ликвидности (денежные средства), и сальдо прибыли. Поэтому баланс является связующим звеном между этими двумя сферами (табл. 2).
Финансовые расчеты строятся на потоках платежей «поступления — выплаты», которые ведут к изменению фонда ликвидных средств, а расчеты по финансированию — на величинах «приход — расход», определяемых как изменение фонда финансовых средств. К финансовым расчетам относят и составление отчета о движении финансовых (денежных) средств на предприятии. Такие расчеты позволяют определять и управлять краткосрочной и долгосрочной ликвидностью, а также выявлять финансовую структуру предприятия и его потребность в капитале с учетом рентабельности и риска вложения. Расчетами занимается финансовый менеджмент. Его основная задача — согласовать потоки платежей так, чтобы платежеспособность предприятия была гарантирована в любой момент даже с учетом неопределенности будущих платежей.
На базе фактической информации такие расчеты служат для отчетности и составления финансовых планов. На величинах «поступления — выплаты» основаны также динамические методы оценки инвестиционных проектов с точки зрения их доходности, включающие дисконтирование временной структуры потоков платежей на начало планируемого периода (динамичные методы инвестиционных расчетов).
Балансовые расчеты позволяют получить представление об имущественном и финансовом положении предприятия, а также его доходности. Эта информация о прибыли и потенциале прибыли предприятия. Финансовое положение характеризует его ликвидность на момент составления баланса, которая отражает лишь структуру финансирования. Данные о будущей ликвидности как втором компоненте финансового положения предприятия на основании баланса получить невозможно.
Периодический учет и расчет издержек и прибыли необходимы для управления ресурсами, внутрипроизводственными процессами и технологией изготовления продукта (оказания услуг) в соответствии с целью предприятия, основываются на расчетных (калькуляционных) величинах. Предмет принятия решений — структура программы производства и сбыта с учетом изменений конкретной рыночной ситуации и издержек (потребленные ресурсы).
Задача управленческого учета состоит прежде всего в том, чтобы охарактеризовать процесс производства с экономической точки зрения, показать структуру затрат и на этой основе найти пути их снижению (практический пример см. в статье «Анализ перемен и управление ими»).
Количественное отражение процесса производства связано с учетом в стоимостной форме использования ресурсов (учет издержек по элементам), который в свою очередь выявляет места (центры) возникновения издержек и калькулирует (учитывает) их объекты (продукты, услуги). Такие расчеты позволяют установить величину прибыли, определить ее источники и факторы влияния.
Управление прибылью в краткосрочном периоде основывается на возможности влиять на снижение издержек и увеличение доходов. Цель в том, чтобы, во-первых, рассчитать краткосрочную прибыль предприятия и контролировать эффективность производственных процессов для обоснования будущих решений и, во-вторых, определить нижнюю границу цен на продукты. На данных такого учета строится планирование прибыли для всего предприятия (табл. 3).
Организация, период времени и методы периодического расчета издержек на каждом предприятии зависят от особенностей производства и считаются внутренним делом самого предприятия.
Такие расчеты лежат в основе принятия рациональных решений об изменениях в процессе производства и технологии. Это относится к реализованным и будущим решениям. В первом случае анализируют неверные решения или ошибочное поведение, чтобы впоследствии избежать ошибок. Во втором случае речь идет о попытке расчетов возможных последствий принятых решений.
Расчеты эффективности устанавливают взаимосвязи между результатами и затратами ресурсов (между прибылью и капиталом, материальными затратами и запасами сырья и материалов на складе, между различными видами издержек и т.д.), формируя новую дополнительную информацию о производственных процессах и тенденциях на предприятии. Полученную информацию используют при анализе и оценке фактического состояния и развития различных сторон деятельности предприятия (развитие производства, складского хозяйства, объемов продаж в различные периоды времени) и, так же как данные других разделов аналитического учета, — при контроле, планировании и управлении.
Задача расчетов по планированию заключается в том, чтобы прогнозировать ситуацию. Обычно это происходит на основании данных бухгалтерского и финансового учета и расчетов издержек методами финансово-экономического анализа и определенных расчетов.
Сегодня, чтобы планировать деятельность на ближайшие месяцы, следующий квартал, год и на более отдаленную перспективу, предприятия должны обладать достоверной информацией. Для надежного прогнозирования доходов важно понимать, что собираются предпринимать клиенты, в каком направлении двигаться самим. Контроллинг в такой ситуации может помочь организовать систему сбыта, ориентированную на клиентов. Такая система выстраивается на основе периодического получения информации по клиентам, их группировке, систематической обработке, анализе и подготовке определенных выводов и практических рекомендаций. Аналитическая информация о клиентах позволяет отслеживать изменение ситуации на рынках.
Налаживание системы обеспечит обратную связь с рынками сбыта и клиентами, позволит отслеживать основные тенденции этих рынков и обоснованно принимать решения о стратегии и политике сбыта и распределения продукции предприятия.
Планировать — значит думать и действовать в рамках альтернатив. Необходимо разрабатывать различные сценарии развития бизнеса с учетом изменений ситуации во внешней среде (цены на ресурсы и продукты, сужение рынка, выход на новые рынки и т.д.) и изменений объемов выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Располагая несколькими проработанными сценариями и конкретным планом действий по каждому из них, можно поддерживать конкурентоспособность бизнеса и снижать степень риска его развития. И это задача контроллера независимо от того, кто по должности эту роль исполняет.
Чем больше предприятие и разнообразнее его производственная программа, тем сложнее расчеты по планированию. Обязательно придется применять сложные методы расчета. Но можно использовать возможности интегрированных систем и пакетов программ, которые в условиях быстро меняющихся хозяйственных и социальных условий позволяют думать и планировать альтернативно.
Задачи и организация их решения
Задача контроллера не только и не столько в том, чтобы определить прибыль по продуктам и направлениям деятельности. В первую очередь он должен ответить на вопрос, как улучшить ситуацию с прибылью на предприятии. Для этого он организует управленческий учет и проводит расчеты. На основании проведенного анализа и полученной количественной информации разрабатывается программа действий по увеличению прибыли и улучшению процесса ее получения. Такую программу готовят в отделе планирования на основании бюджета. Предусматривают конкретные мероприятия, а также контролируют фактическое исполнение программы и формы реагирования на отклонения фактических результатов от намеченных.
Поэтому в аналитическом учете акцент смещается с учета на прогноз и анализ источников прибыли (то есть рынок с его сегментами). При этом учет всех издержек и отнесение их к продуктам уходят на второй план.
Систему аналитического учета и расчетов можно использовать не только для получения информации, но и для координации деятельности служб и коммуникации между ними при решении ежедневных задач и определении вклада каждой службы в доход предприятия и их влияния на ликвидность. Ведь самая важная сфера деятельности контроллинга лежит в местах стыковок основных структурных подразделений (сбыт, маркетинг, снабжение, производство, экономика, финансы) и обеспечения взаимосвязей в работе всего предприятия, налаживания процессов коммуникации для согласования решений, действий и распределения ответственности.
Использование такого подхода со временем приведет к принятию эффективных решений, поскольку по сути означает изменение порядка принятия решений.
Приведенные расчеты двух сфер деятельности предприятия отражают различные реалии: с одной стороны, действительные процессы — производство продуктов (услуг) и использование ресурсов, с другой — отражение процессов в денежной и стоимостной формах.
Решение финансовых вопросов ориентирует мышление на потоки финансовых средств (поступления и выплаты) и требует обязательного учета фактора времени, особенно при движении денег, а также умения оценивать финансовые последствия принятых и будущих управленческих решений.
Управление прибылью оперирует понятиями запасов имущества (сырья, материалов, оборудования), издержек, объемов производства (производительности), с которыми имеют дело бухгалтер и экономист. Но одному специалисту совмещать эти две сферы сложно.
Как показывает опыт, подготовку информации для управления прибылью и финансового планирования организовать лучше таким образом, чтобы ею занимались две разные службы или два разных человека: экономист-аналитик или контроллер и финансист-аналитик (или финансовый контроллер).
Со временем профессиональная компетенция специалиста, отвечающего за аналитическую работу, может сделать его достойным деловым партнером руководителя, настоящим контроллером.
Таблица 1
Структура аналитического учета и расчетов на предприятии
Функции |
Финансовый учет
|
Производственный учет (издержки и продукт, услуги) | |
Учет |
Имущество/капитал |
Затраты/доходы |
Виды издержек (элементы затрат) |
Отчетность |
Учет остатков (баланс) |
Расчет прибыли
|
Центры затрат
|
Анализ и оценки |
Отчет о финансовом и имущественном положении, доходности предприятия
Анализ и оценка отклонений план/факт |
Калькуляция, определение границ цены, операционная прибыль, ответственные за затраты, контроль затрат Производительность затрат Расчет эффективности и доходности Анализ отклонений факт/план | |
Планирование |
План доходов и расходов и планирование баланса Финансовое планирование Планирование ликвидности |
Экономические расчеты по планированию
Составление бюджета |
Таблица 2
Взаимосвязь между целями, расчетными величинами и отдельными системами управленческих расчетов
Цель |
Расчетные величины |
Отдельные системы расчетов |
Ликвидность |
Поступления Выплаты |
Финансовые расчеты Инвестиционные расчеты |
Приход Доход |
Расчеты по финансированию | |
Прибыль |
Доходы Затраты |
Расчеты прибыли или убытков Баланс предприятия |
Объем продукции, услуг Издержки |
Расчеты доходов от продуктов и издержек |
Таблица 3
Примеры некоторых видов расчетов
Сфера |
Примеры расчетов |
Расчеты издержек |
Расчеты фактических издержек Расчеты плановых издержек с анализом отклонений план/факт |
Расчет прибыли |
Расчет производственной прибыли Расчет прибыли по продуктам Расчет прибыли по группам продуктов Поэтапный расчет сумм покрытия |
Расчет сумм покрытия |
Суммы покрытия по отдельным продуктам, группам продуктов, рынкам, клиентам |
Калькуляция |
Промежуточная калькуляция Калькуляция с плановыми суммами покрытия |