Нефтегазовые ресурсы России привлекательны для многих. Развернулось соперничество за доступ к ним между Китаем и Японией. Этой ситуацией нам не грех было бы воспользоваться. Понятно, что своих возможностей для освоения у нас не хватает. И привлекая иностранные инвестиции для разработки того или иного месторождения, надо не потерять нюх и не допустить, чтобы взаимовыгодное партнерство превратилось в широкомасштабную иностранную экспансию. А для этого нужно знать позицию наших соседей.
Быстрое развитие экономики Китая стимулирует увеличение спроса на энергоресурсы. В 2004 году ВВП Китая вырос на 9,5%, в то время как потребление первичных энергоресурсов выросло на 15%, а спрос на нефть составил 15,8%. Китай является как крупнейшим потребителем, так и производителем энергоресурсов.
В структуре энергопотребления в Китае доля угля — более 2/3. Разведанных запасов его хватит на сто лет. Однако у Китая дефицит нефтяных ресурсов. Интенсивное развитие экономики способствует непрерывному увеличению спроса на нефть, в соответствии с этим повышается и внешняя зависимость от нее. По статистике ВР в 2004 году объем добычи нефти в Китае составил 175 млн т (3,5 млн баррелей в день). А ежедневное потребление нефти в Китае равно 6684 млн баррелей, то есть 8,3% от общего потребления в мире, внешняя зависимость — 48%.
По предварительным прогнозам, в 2020 году производство сырой нефти в Китае достигнет 195 млн т (3,9 млн баррелей в день), потребности увеличатся до 8,4 млн баррелей в день, а внешняя зависимость повысится на 6%. В последующие 16 лет потребности страны в этом продукте будут ежегодно возрастать на 1,4%, а производство нефти — лишь на 0,7%.
Для решения проблем энергообеспечения китайское правительство разработало специальную энергетическую стратегию.
Вскрывать внутренние резервы, экономить энергоресурсы
По расчету специалистов уровень расходования первичных энергоресурсов в Китае выше среднемирового в 2,35 раза, нефти — в 1,01 раза. По эффективности их потребления государство уступает не только США и Японии — высокоразвитым странам с устойчивой экономикой, но и развивающейся Индии.
Один из принципов китайского правительства — создание общества экономного типа. В первую очередь это повышение эффективности работы транспорта, сокращение потребления нефтепродуктов в качестве топлива и значительное уменьшение импорта сырой нефти.
В этой связи самым актуальным становится вопрос скорейшего введения налога на нефтяное топливо.
Ускорить разработку заменителей нефти
В структуре потребления первичных энергоресурсов в Китае (согласно статистике ВР 2004 года) доля угля составила 69%, нефти — 22,3, природного газа — 2,5, горючего водорода — 5,4, ядерной энергии — 0,8%. Несмотря на незначительную пропорцию нефти и газа, принято решение ускорить разработку заменителей нефти с учетом того, что зависимость страны от внешних источников этого энергоносителя высока.
Сегодня внедряется технология использования болотного газа как источника энергии, осваивается ядерная и гидроэнергетика.
Ускоренными темпами осваиваются естественно возобновляемые энергоресурсы: солнечная и ветровая энергия, горючий водород.
Одно из перспективных направлений разработки заменителей нефти — развитие стратегических отраслей превращения угля в горючее и производства алкенов на базе изготовления метанола из угля. Так, уже освоена технология превращения угля в жидкое горючее, а в августе 2004 года началось строительство первой в мире установки по сжижению мощностью 5 млн т в год.
Освоена технология производства бензина, содержащего этанол, ведется строительство четырех баз производства топливного этанола из такого растительного сырья, как кукуруза. В девяти китайских провинциях проводятся его испытания.
Наша справка
Крупные проекты в области нефти и природного газа:
● строительство нефтепровода Ангарск — Дацин;
● строительство газопровода Ковыктин — Чита — Северо-Восточный Китай — Республика Корея;
● участие российского предприятия в строительстве объектов транспортировки газа с запада на восток в Китае.
Расширить разведку и освоение нефтяных ресурсов внутри страны
Остаточные разведанные запасы нефти в Китае составили 2,3 млрд т и лишь 1,4% мировых запасов. Соотношение запасов и добычи — 13 : 4, что равняется лишь 1/3 от среднемирового уровня (на 2004 г.).
Добыча сырой нефти в Китае растет медленно. Однако на долю разведанных запасов приходится только 20% нефтяных ресурсов страны, остаточные балансовые запасы — менее 40% разведанных запасов.
На долю тяжелой и густой нефти, а также нефтяных ресурсов на глубине земных недр 3500 метров приходится половина остаточных балансовых запасов нефти.
Китайские энергетики намереваются не только интенсивно проводить геолого-изыскательские работы, но и внедрять передовые технологии добычи, позволяющие повысить степень извлечения нефти из земных недр на уже освоенных месторождениях.
Международное сотрудничество, использование нефтегазовых ресурсов за границей
Используется такая практика, как самостоятельное или совместное освоение нефтегазовых месторождений за границей, приобретение и аннексия зарубежных нефтяных предприятий.
Так, три крупные китайские компании — Нефтегазовое объединение Китая, Главная компания нефтехимической промышленности Китая и Компания морской нефти Китая — участвуют в реализации более 60 проектов нефтегазового освоения во всем мире.
К сведению
В 2004 году общий объем продукции ТЭК в Китае равнялся 1,97 млрд т условного угля и 11% общего объема производства во всем мире, занимая третье место после США и России. В том же году Китай добился самообеспеченности энергоресурсами на 94%, уменьшив до 6% внешнюю зависимость общего энергетического эквивалента (нефти, природного газа, угля).
Сотрудничество с Россией
Начало энергетического сотрудничества Китая с Россией было положено в первой половине 1990 года. Более результативно оно развивается в сферах электрической и ядерной энергии. В июле 1992 года введена в действие первая линия электропередачи высокого напряжения (100 тыс. вольт), идущая из Амурской области в провинцию Хэйлунцзян. Построенные в конце 1990-х годов теплоэлектростанции в Пекине («Хуанэн»), Нинкине, Цзисяне, Инкоу, Хайларе («Иминь») и Шаньхайгуане («Суйчжун») работают на генераторных агрегатах, поставленных российскими партнерами. До сих пор самый большой проект энергетического сотрудничества между Китаем и Россией — строительство атомной электростанции «Тяньвань» в г. Ляньюньгане. На настоящий момент уже реализованы первая и вторая очереди строительства.
По некоторым причинам эти проекты до сих пор не реализованы, хотя энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией имеет большие перспективы.
С российской стороны освоение и экспорт нефтегазовых ресурсов ее восточной части будет содействовать экономическому развитию и социальной стабилизации Сибири и Дальнего Востока, способствуя подъему и расцветанию экономики всей России. С китайской стороны это сотрудничество обеспечит стабильное нефтегазовое снабжение, поможет диверсификации поставки энергоресурсов, тем самым эффективно охраняя национальную энергетическую безопасность.
Экономики стран Северо-Восточной Азии (СВА) быстро развиваются. Но при достижении диверсификации поставок энергоресурсов с использованием внешних источников энергии и обеспечения своей страны ими происходит столкновение интересов. Конкуренция разворачивается между странами — потребителями нефти СВА — Китаем, Японией и Республикой Корея, особенно между Китаем и Японией. Ярким доказательством этому служит борьба между китайским вариантом строительства нефтепровода с направлением на Дацин и японским вариантом с выходом на Находку.
Подобная конкуренция неизбежна. Вместе с тем сотрудничество между странами СВА в областях сохранения стабильности энергетического рынка, освоения новых видов энергоресурсов, энергосбережения и повышения эффективности использования энергии, а также охраны окружающей среды имеет большие перспективы.
Китайские ученые полагают, что страны СВА должны проводить согласованные действия, а именно:
● организовать азиатский рынок нефти и энергоресурсов, согласовывая действия при покупке нефти, что окажет влияние на ее цену и ликвидирует существующий «азиатский премиум» (завышенную стоимость);
● создать механизм регионального энергетического сотрудничества. (Сначала азиатский форум энергетического сотрудничества и сеть информации о нефти в регионе СВА, затем принять Энергетический устав СВА и учредить интегрированную энергетическую организацию в регионе СВА, а также — «Нефтяные запасы в Азии».);
● освоить нефтегазовые ресурсы в России и среднеазиатских странах совместными усилиями всех соответствующих стран-участниц;
● распространить технологию энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов, усилить обмен передовой техникой и опытом в областях чистого использования угля, ядерной энергии, естественно возобновляемых энергоресурсов и т. д. между странами СВА, обеспечить охрану окружающей среды.