Организации и предприниматели могут обжаловать в судебном порядке любой акт Минфина России, который дает органам ФНС право предъявлять требования к налогоплательщикам (Решение Высшего Арбитражного Суда от 15.03.2005 №-10539/04).
ВАС РФ подтвердил, что налогоплательщик может обжаловать документ, изданный государственным органом, даже если он не является нормативным правовым актом. Данное мнение судьи высказали по делу ЗАО «СЕБ Русский Лизинг».
Это общество два года назад обратилось в ВАС РФ с заявлением о признании недействующим одного из положений Письма Министерства финансов РФ от 10.06.2004 №-03-02-05/2/35 «О налоговом учете лизинговых операций». По мнению заявителя, данное Письмо противоречит нормам Налогового кодекса РФ.
Но Определением ВАС РФ от 05.10.2004 № 10539/04 производство по делу было прекращено в связи с тем, что Письмо Минфина не отвечает критериям нормативного правового акта. А значит, спор о законности Письма не подлежит рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Однако юристов общества эта неудача не остановила. Они подали заявление в Конституционный Суд РФ. Там им удалось доказать, что прекращение производства по делу об обжаловании документа только на том основании, что он не является нормативным актом, противоречит Основному закону. В результате конституционные судьи признали право налогоплательщиков оспаривать письма министерств и ведомств (Определение КС РФ от 20.10.2005 № 442-О).
После этого общество заново обратилось в ВАС РФ с заявлением о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
В заявлении общество ссылалось на то, что, рассматривая дело в 2004 году, ВАС РФ дал неверную трактовку п. 1 ч.-1 ст. 150 АПК РФ. Конституционный Суд в Определении от 20.10.2005 № 442-О совершенно по-другому истолковал эту норму. Следовательно, Определение КС РФ является вновь открывшимся обстоятельством и служит основанием для пересмотра дела.
В судебном заседании представитель Минфина возражал против требований общества. Он указал на то, что в ст. 311 АПК РФ отсутствует указанное основание для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. В ней лишь сказано, что основанием пересмотра судебных актов является признание Конституционным Судом РФ закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ. Но в Определении КС РФ от 20.10.2005 № 442-О о признании какого-либо закона неконституционным речи не идет. В нем судьи лишь дали официальное разъяснение п. 1 ч.-1 ст. 150 АПК РФ.
Тем не менее судьи ВАС РФ с чиновниками Минфина не согласились. Они сослались на правовую позицию КС РФ, изложенную в-Определении от 27.05.2004 №-211-О.
В нем Конституционный Суд указал, что пересмотр судебных актов на основании п. 6 ст. 311 АПК РФ возможен не только в тех случаях, когда судебные акты основывались на нормах, признанных неконституционными. Подлежат отмене также те судебные акты, которые применялись-судами в порядке, противоречащем конституционно-правовому смыслу, выявленному КС РФ.
Кроме того, в Определении от 20.10.2005 № 442-О КС РФ указал, что налогоплательщики вправе обжаловать в суде акты Министерства финансов РФ, «если эти акты порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 и Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Минфину принадлежат полномочия по выработке единой финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовому-регулированию в налоговой сфере.
Оспариваемое обществом Письмо принято как раз по вопросу применения законодательства о налогах и сборах, отнесенному к сфере нормативно-правового регулирования Минфина. Поэтому указанное Письмо относится к тем документам, которые «порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам». Следовательно, налогоплательщик вправе обжаловать данное Письмо.
В связи с этим Высший Арбитражный Суд признал Определение КС РФ от 20.10.2005 № 442-О вновь открывшимся обстоятельством и отменил собственное Определение от 05.10.2004 №10539/04 о прекращении производства по делу.
В Высшем Арбитражном Суде уже сложилась практика рассмотрения дел о соответствии действующему законодательству ведомственных писем. Эта практика связана главным образом с письмами, изданными Министерством РФ по налогам и сборам (например, Решения ВАС РФ от 20.01.2006 №-4294/05, от-26.01.2005 №-16141/04, от-20.05.2004 №-4719/04).