Налоговые вычеты
Стандартные налоговые вычеты
На налогоплательщика
Налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов при определении налоговой базы на основании ст. 218 НК РФ.
С 01.01.2005 стандартные налоговые вычеты на налогоплательщика предоставляются ежемесячно в размере 400 руб. до месяца, в котором доход, облагаемый по ставке 13%, превысит 20 000 руб.
ВНИМАНИЕ!
С 01.01.2003 стандартные налоговые вычеты могут предоставлять не только работодатели, но и любые другие организации и физические лица, которые являются источником выплаты дохода. То есть налоговые вычеты могут предоставляться и по договорам подряда, возмездного оказания услуг и так далее.
Таким образом, в настоящий момент стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику любым налоговым агентом, являющимся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика. Основанием для этого будут служить его письменное заявление и справка о доходах по форме 2-НДФЛ.
По мнению ревизоров, налогоплательщик каждый год должен писать заявление и собирать документы, подтверждающие право на получение стандартных вычетов. Поэтому во избежание конфликтов в начале года налоговым агентам стоит позаботиться о том, чтобы все сотрудники сдали все необходимые бумаги.
При налоговой проверке за предоставление вычетов без заявлений и документов может быть начислен штраф по ст. 123 НК РФ.
В данном случае суды, как правило, поддерживают налоговиков. Примером может служить Постановление ФАС ВСО от 26.05.2005 № А69-1778/04-7.
На детей
С 01.01.2005 стандартный налоговый вычет на детей предоставляется в размере 600 руб. до месяца, в котором налогооблагаемый доход превысит 40 000 руб.
Обычно именно порядок предоставления налогового вычета на ребенка вызывает у бухгалтеров наибольшее количество вопросов.
Налогоплательщики, на обеспечении у которых находится ребенок, имеют право на вычет в размере 600 руб. в том случае, если они являются:
— родителями;
— супругами родителей;
— опекунами;
— попечителями.
При предоставлении соответствующих документов вычет полагается на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Документами могут являться: копия свидетельства о рождении ребенка, копия свидетельства о смерти супруга (супруги), личная книжка одинокой матери, документы, подтверждающие уплату алиментов согласно Семейному кодексу РФ, справка из учебного заведения.
Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставление указанного вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак.
Под одиноким родителем для целей настоящей главы понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.
В случае развода и мать, и отец ребенка подпадают под категорию «одинокие родители». Таким образом, и мать ребенка, состоящая в разводе, получает вычет на ребенка в двойном размере, и отец ребенка при условии уплаты алиментов также получает вычет в двойном размере.
После вступления матери или отца в повторный брак с месяца регистрации такого брака вычеты им предоставляются в обычном размере.
Новый супруг матери также имеет право на получение стандартных вычетов на содержание детей, начиная с месяца регистрации брака, в обычном размере.
Часто задают вопрос: в каком случае может быть предоставлен вычет отцу, если он не состоит в зарегистрированном браке с матерью ребенка?
К родителям ребенка относятся лица, признаваемые родителями в соответствии с нормами семейного законодательства, записанные в установленном порядке отцом (матерью) ребенка в книге записей рождений и в свидетельстве о рождении ребенка, как состоящие, так и не состоящие в браке между собой на дату регистрации рождения ребенка.
ВНИМАНИЕ!
Не каждый родитель имеет право на вычет. Если один из родителей фактически не принимает участия в содержании ребенка, то он не имеет права на получение «детских» налоговых вычетов.
Запись о матери ребенка в книге записей актов гражданского состояния и в свидетельстве о рождении ребенка производится по заявлению матери, запись об отце ребенка — по совместному заявлению отца и матери ребенка, или по заявлению отца ребенка, или по решению суда (ст. 51 Семейного кодекса РФ). На основании соглашения об уплате алиментов, заключенного в соответствия со ст. 100 Семейного кодекса РФ в письменной форме и нотариально заверенного, отец ребенка должен ежемесячно уплачивать матери ребенка определенную сумму денежных средств, предусмотренную соглашением, либо уплата алиментов производится по решению суда.
В период отсутствия доходов
Достаточно часто бухгалтерам приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда в одном или нескольких месяцах налогового периода налогооблагаемый доход работника равен нулю.
ПРИМЕР 1
Сотрудник по определенным причинам уходит в отпуск без сохранения заработной платы. В зависимости от продолжительности отпуска месячный заработок работника может оказаться либо меньше суммы стандартных налоговых вычетов, либо вообще отсутствовать. Имеет ли работник право на стандартные налоговые вычеты за время такого отпуска? Можно ли в таких случаях переносить стандартные вычеты на следующий месяц?
В случае превышения суммы вычета над суммой дохода налоговая база приравнивается к нулю (п. 3 ст. 210 НК РФ). А отрицательная разница между доходом и вычетом на следующий налоговый период не переносится. При этом о невозможности переноса разницы в пределах одного налогового периода (года) в НК РФ ничего не сказано. Более того, в п. 4 ст. 218 установлено: если вычеты в каком-либо месяце не предоставлялись или предоставлялись в меньшем размере, то по заявлению налогоплательщика производится перерасчет налоговой базы с учетом установленных размеров вычетов.
Тем не менее продолжительное время рассматриваемый вопрос оставался спорным.
Специалисты Минфина и ФНС РФ не раз в письмах высказывали свою точку зрения. Ранее они придерживались мнения, что налоговые вычеты за месяцы, в которых не был получен доход, предоставляться не должны (Письма Минфина России от 07.10.2004 № 03-05-01-04/41, ФНС России от 23.11.2004 № 04-2-06/679, от 31.10.2005 № 04-1-02/844).
В вышеуказанных Письмах чиновники подчеркивали, что установленные ст. 218 НК РФ стандартные вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода. На этом основании они делали вывод о том, что вычет не должен накапливаться в течение налогового периода. То есть в случае отсутствия налоговой базы за отдельные месяцы налогового периода он не подлежит суммированию нарастающим итогом. Таким образом, если налогоплательщик не имел налогооблагаемого дохода в определенном месяце, то за этот месяц ему стандартные вычеты не могли быть предоставлены. Не так давно позиция финансового ведомства изменилась и была выражена в Письме Минфина России от 28.12.2005 № 03-05-01-03/139. Аналогичного содержания и более свежее Письмо МФ РФ от 01.03.2006 № 03-05-01-04/41. Теперь Минфин не связывает получение налогоплательщиком стандартных налоговых вычетов с получением им в обязательном порядке ежемесячного дохода. Но все же подчеркивает при этом, что на следующий налоговый период (календарный год) рассматриваемые вычеты по-прежнему не переносятся.
ПРИМЕР 2
Костюченко Т. В. написала заявление на стандартные вычеты в размере 400 руб. на себя и 1200 руб. на ребенка (всего 1600 руб.). Ее заработок составляет 5000 руб. в месяц. По семейным обстоятельствам с 01.02.2006 по 28.02.2006 ей был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Рассчитаем сумму НДФЛ, которую бухгалтер должен удержать из заработка Костюченко Т. В. за 2006 год.
В таблице 1 приведены данные для расчета.
Из нее видно, что налогооблагаемая база Костюченко Т. В. по
НДФЛ за 2005 год равна 42 200 руб.
Таблица 1
Месяц |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Итог |
Доход (руб.) |
5000 |
0 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
55 000 |
Нараст. итог (руб.) |
5000 |
5000 |
10 000 |
15 000 |
20 000 |
25 000 |
30 000 |
35 000 |
40 000 |
45 000 |
50 000 |
55 000 |
55 000 |
Вычет (руб.) |
1600 |
1600 |
1600 |
1600 |
1600 |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
— |
— |
— |
12 800 |
Нараст. итог (руб.) |
1600 |
3200 |
4800 |
6400 |
8000 |
9200 |
10 400 |
11 600 |
12 800 |
12 800 |
12 800 |
12 800 |
12 800 |
Налог, база (руб.) |
3400 |
0 |
1800 |
3400 |
3400 |
3800 |
3800 |
3800 |
3800 |
5000 |
5000 |
5000 |
42 200 |
НДФЛ (руб.) |
442 |
0 |
234 |
442 |
442 |
494 |
494 |
494 |
494 |
650 |
650 |
650 |
5486 |
Социальные налоговые вычеты
Статья 219 НК РФ устанавливает следующие налоговые вычеты:
• в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
• в размере сумм, уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 руб. Кроме того, в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 38 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей;
• в размере сумм, уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде:
— за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации;
— за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством РФ);
— в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств, но не более 38 000 руб., за исключением дорогостоящих видов лечения, по которым данный вычет может быть и больше 38 000 руб.
Социальные налоговые вычеты предоставляются только налоговыми органами на основании декларации, поданной налогоплательщиком.
Особенности социального налогового вычета на обучение
Этот вычет предоставляется налогоплательщикам, которые в течение налогового периода произвели расходы на свое обучение и на обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения.
Право на получение социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщиков, осуществляющих обязанности опекуна или попечителя, при осуществлении расходов на обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет, а после прекращения опеки или попечительства до достижения возраста 24 лет в случае оплаты за дневную форму обучения бывших подопечных.
Сумма расходов на обучение, на которую распространяется предоставление социального налогового вычета, составляет 38 000 руб.
Налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета при обучении в общеобразовательных учреждениях. Образовательными являются учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»).
Для получения вычета необходимо, чтобы образовательное учреждение имело лицензию или иной документ, подтверждающий статус учебного заведения.
Указанный вычет может предоставляться как за период обучения налогоплательщика, его ребенка или подопечного в учебном заведении, так и за время нахождения в академическом отпуске, оформленном в установленном порядке.
ВНИМАНИЕ!
Существуют виды образовательной деятельности, не подлежащие лицензированию. При оплате за обучение в этих заведениях вычет налогоплательщику не положен.
Не подлежат лицензированию:
— образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
— индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.
Для получения вычета на обучение налогоплательщик в течение года может обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства. И одновременно с налоговой декларацией он должен представить следующие документы:
— заявление о предоставлении социального налогового вычета на обучение;
— копию договора (контракта) на обучение;
— копию лицензии или иного документа, подтверждающего статус учебного заведения;
— справку о доходах по форме 2-НДФЛ о сумме полученного дохода и удержанного с него налога на доходы физических лиц за истекший год;
— платежные документы, подтверждающие факт внесения платы за свое обучение, за обучение детей или подопечных, в которых должны быть указаны персональные данные налогоплательщика, оплатившего обучение;
— копию свидетельства о рождении ребенка — для родителей; копию документа, подтверждающего факт опекунства или попечительства, — для опекуна или попечителя;
— справку или иной документ, подтверждающий сумму стоимости обучения на конкретный год (если в договоре указана иная стоимость обучения);
— справку об обучении на дневной форме, если форма обучения не указана в договоре.
Имущественные налоговые вычеты
Рассмотрим порядок предоставления имущественных налоговых вычетов с учетом изменений, вступивших в силу с 01.01.2005.
Можно выделить два типа имущественных вычетов.
— вычеты, применяемые к доходам, полученным от продажи имущества, находящегося в собственности налогоплательщика.
Виды и размеры данных вычетов представлены в таблице 2.
— вычеты, связанные с приобретением налогоплательщиком объектов недвижимости.
Эти вычеты предоставляются налогоплательщику в следующих размерах:
— в сумме, фактически израсходованной на строительство на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, но не более 1 000 000 руб.;
— в сумме, фактически израсходованной на приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, но не более 1 000 000 руб.;
— в сумме, направленной на погашение процентов по целевому кредиту, полученному налогоплательщиком от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованному на строительство или приобретение указанных объектов.
До 01.01.2005 имущественные вычеты предоставлялись только налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика при подаче декларации за истекший налоговый период (календарный год).
Начиная с 2005 года налогоплательщик может уменьшить налог до окончания налогового периода у работодателя, подав соответствующее заявление. При этом обязательным условием является подтверждение налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет по утвержденной форме налогового уведомления.
В инспекции вычет будет предоставлен только по окончании календарного года. А по месту работы уменьшить сумму налога на доходы физических лиц можно сразу, не дожидаясь окончания текущего года (что, безусловно, удобнее). Для этого достаточно написать заявление и подтвердить право на вычет подлинником уведомления, выданного налоговым органом. Уведомление должно быть составлено по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 07.12.2004 № САЭ-3-04/147.
При этом сотрудник сам может выбрать работодателя, у которого он будет получать имущественный вычет.
ВНИМАНИЕ!
За вычетом вправе обратиться и совместители, так как они выполняют работу по трудовому договору. А вот лицам, выполняющим работы по гражданско-правовому договору, предоставить вычет нельзя, потому что организация в этом случае не является работодателем.
Однако выгода работника в получении вычета по месту работы может обернуться проблемами для бухгалтера. При обращении в налоговую инспекцию право на вычет подтверждается за весь год в целом. Поэтому после представления в бухгалтерию уведомления, подтверждающего право сотрудника на имущественный вычет, бухгалтеру следует произвести перерасчет суммы НДФЛ с начала года.
Во избежание проблем продемонстрируем на примере, как правильно предоставить имущественный вычет.
ПРИМЕР 3
В марте 2006 года офисный сотрудник Жильцов Е. В. приобрел по ипотеке квартиру стоимостью 1 500 000 руб. В апреле он обратился к работодателю с заявлением о получении имущественного налогового вычета в размере 1 000 000 руб. Оклад сотрудника составляет 20 000 руб. в месяц.
Бухгалтером предприятия в первом квартале 2006 года отражены следующие проводки: Дебет 26 Кредит 70
— 60 000 руб. — (20 000 руб. х 3) — начислена зарплата за январь, февраль, март 2006 года
Дебет 70 Кредит 68
— 7800 руб. — начислен НДФЛ (без учета стандартных вычетов)
Дебет 70 Кредит 50
— 52 200 руб. — выдана заработная плата. После представления заявления и уведомления из налоговой инспекции в апреле 2006 года налоговый вычет превысил доходы работника. Следовательно, налоговая база по НДФЛ будет равна нулю.
Поэтому бухгалтер должен произвести корректировку расчетов с сотрудником с учетом новых данных.
В апреле 2006 года бухгалтером сделаны следующие проводки: Дебет 26 Кредит 70
— 20 000 руб. — начислена заработная плата за апрель 2006 года
Дебет 68 Кредит 70
— 7800 руб.— произведен перерасчет излишне удержанной суммы НДФЛ.
Излишне удержанная сумма налога на доходы физических лиц может быть возвращена работнику на основании его письменного заявления (ст. 231 НК РФ).
Вернуть налог получателю вычета можно из средств, начисленных в этом месяце к уплате и удержанных у других сотрудников, либо можно подать заявление в налоговую инспекцию на возврат или зачет переплаты по налогу в соответствии со ст. 79 НК РФ. Дебет 70 Кредит 50
— 7800 руб. — возвращен излишне удержанный налог Дебет 70 Кредит 50
— 20 000 руб. — выплачена заработная плата за апрель 2006 года.
Остаток вычета в размере 760 000 руб. (1 000 000 руб. - 20 000 руб. х 12) переносится на следующие налоговые периоды.
Таблица 2
Вид имущества, доход от продажи которого получил налогоплательщик |
Срок нахождения имущества в собственности налогоплательщика до момента продажи |
Размер предоставляемого вычета |
Жилой дом. Квартира. Дача. Садовый домик. Земельный участок |
Менее 3 лет |
Сумма, полученная от продажи, но не более 1 000 000 руб. |
3 года и более |
Сумма, полученная от продажи | |
Любой срок |
Сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением дохода от продажи имущества | |
Иное имущество, включая доли в уставном капитале, кроме ценных бумаг |
Менее 3 лет |
Сумма, полученная от продажи, но не более 125 000 руб. |
3 года и более |
Сумма, полученная от продажи | |
Любой срок |
Сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением дохода от продажи имущества | |
Ценные бумаги |
Менее 3 лет |
Сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением дохода от продажи имущества Сумма, полученная от продажи, но не более 125 000 руб. (при невозможности подтверждения расходов) |
3 года и более |
Сумма, полученная от продажи (при невозможности подтверждения расходов) | |
Любой срок |
Совокупная сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов налогоплательщика на приобретение ценных бумаг* |
* Если налогоплательщик приобрел (получил) ценные бумаги в собственность на безвозмездной основе или с частичной оплатой, то в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг учитываются суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг.
СПРАВКА
Минфин РФ в Письме от 11.08.2005 № 03-05-01-04/263 по вопросу возврата НДФЛ придерживается другого мнения. Чиновники считают, что организация-работодатель не вправе возвращать налогоплательщику суммы уплаченного налога на доходы физических лиц, а может только осуществить зачет суммы данного налога, подлежащей возврату в связи с возникновением права на имущественный налоговый вычет, в счет предстоящих налоговых платежей.
По вопросу возврата удержанного и уплаченного работодателем налога работнику организации следует обращаться в налоговую инспекцию по месту жительства.
Часто возникает вопрос: нужно ли на следующий налоговый период представлять новое уведомление из ИФНС?
Форма уведомления, утвержденная Приказом ФНС РФ от 07.12.2005 № САЭ-3-04/147®, дает право налогоплательщику на получение имущественного вычета по НДФЛ за конкретный год. При этом в уведомлении стоит дата начала применения вычета.
В то же время в Письме ФНС России от 02.11.2005 № 04-2-02/482 словосочетание «предоставление вычета» трактуется как разовое принимаемое налоговыми органами решение об определенных последующих действиях налогового агента. Основываясь на данном толковании, можно сделать вывод о том, что повторно на последующие годы в случае неполного использования суммы вычета получать уведомление в налоговом органе нет необходимости. Но во избежание недоразумений есть смысл согласовать данную позицию с местными инспекциями. Так, например, специалисты Налоговой инспекции по г. Сатке Челябинской области для применения вычета в следующем налоговом периоде выдают новое уведомление на основании соответствующих документов, подтверждающих право на вычет.
Профессиональные налоговые вычеты
Эти вычеты в соответствии со ст. 221 НК РФ предоставляются:
— индивидуальным предпринимателям (лицам, осуществляющим частную практику);
— лицам, выполняющим работы по договорам гражданско-правового характера;
— лицам, получающим авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства.
Порядок предоставления профессионального вычета представлен в таблице 3.
ТАБЛИЦА 3
Налогоплательщик |
Основание для вычета |
Кто предоставляет вычет |
Когда представляется вычет |
Индивидуальный предприниматель: 1. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица 2. Частный нотариус 3. Гражданин, занимающийся частной практикой в порядке, установленном действующим законодательством (частный охранник, частный детектив) Гражданин, получивший доход от выполнения работ (оказания услуг) по договору гражданско-правового характера |
Налоговая декларация |
Налоговый орган |
При подаче налоговой декларации за истекший налоговый период |
Гражданин, получивший доход от выполнения работ (оказания услуг) по договору гражданско-правового характера |
Письменное заявление |
Налоговый агент |
При исчислении налоговой базы на дату фактического получения дохода |
Налоговая декларация |
Налоговый орган |
При подаче налоговой декларации за истекший налоговый период | |
Гражданин, получивший доход от выполнения работ (оказания услуг) по договору гражданско-правового характера, заключенному с физическим лицом, не являющимся налоговым агентом |
Налоговая декларация |
Налоговый орган |
При подаче налоговой декларации за истекший налоговый период |
Автор: 1. Гражданин, получивший авторское вознаграждение декларация агент 2. Гражданин, получивший вознаграждение за создание, исполнение или иное ис- Налоговая Налоговый пользование произведений науки, литературы и искусства декларация агент 3. Автор открытия, изобретения или промышленного образца, получивший вознаграждение |
Налоговая декларация |
Налоговый агент |
При исчислении налоговой базы на дату фактического получения дохода |
Налоговая декларация |
Налоговый агент |
При исчислении налоговой базы на дату фактического получения дохода | |
Налоговая декларация |
Налоговый орган |
При подаче налоговой декларации за истекший налоговый период |
Выплаты по гражданско-правовым договорам Оплата коммунальных услуг по договору аренды нежилого помещения у физического лица
Ситуации, когда организации арендуют у физических лиц нежилые помещения, встречаются довольно часто. При этом, как правило, в договорах аренды указывают, что кроме арендной платы организации оплачивают и коммунальные услуги. Причем платят они напрямую коммунальным организациям по счетам, выписанным на физическое лицо — владельца помещения. Должна ли организация удерживать НДФЛ с доходов физического лица в виде арендной платы с учетом этих выплат?
В данном случае налогоплательщик — физическое лицо получает доход, представленный в виде оплаты за него организацией услуг, что в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ признается доходом в натуральной форме. Поэтому арендатор как налоговый агент должен удержать НДФЛ со стоимости арендной платы и стоимости коммунальных услуг непосредственно при выплате арендной платы.
Компенсация стоимости проезда к месту исполнения работ и проживания
Нередко в рамках заключенного гражданско-правового договора между организацией и физическим лицом при выполнении работ либо оказании услуг возникает необходимость переезда гражданина в другую местность и проживания там некоторое время. При этом согласно условиям договора организация-заказчик помимо выплаты суммы вознаграждения за выполненные работы (услуги) возмещает дополнительно физическому лицу проезд и проживание в другой местности. В этой ситуации возникают споры при решении вопроса обложения подобных выплат НДФЛ. Можно ли рассматривать оплату стоимости проезда и проживания сотрудников, работающих по гражданско-правовым договорам, как компенсационные выплаты, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц?
При решении этого вопроса налоговыми службами приводятся положения ст. 208 и 209 НК РФ, согласно которым объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиком за выполненную работу, оказанную услугу. Далее налоговики обращаются к п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. Согласно этим нормам не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в том числе связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
СПРАВКА
Компенсации — это денежные выплаты, установленные с целью возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных, предусмотренных федеральным законом обязанностей (ст. 164 ТК РФ).
Но на основании ст. 11 ТК РФ, как обращают внимание налоговики, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются, в частности, на лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера. Рассматриваемые выплаты производятся на основании заключенных с физическими лицами не трудовых, а гражданско-правовых договоров, следовательно, указанные выплаты в соответствии с положениями ст. 208, 209, 236 НК РФ подлежат обложению НДФЛ.
К примеру, позиция Управления ФНС по Челябинской области в отношении обложения НДФЛ выплат, компенсирующих расходы физического лица по гражданско-правовому договору, однозначна. Специалисты УФНС отождествляют оплату произведенных расходов, связанных с выполнением гражданско-правового договора, именно с вознаграждением по договору, то есть относят к доходам налогоплательщика.
На основании подп. 1, 2 ст. 226 и п. 1 ст. 224 НК РФ организация в данном случае обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную по ставке 13%.
По нашему же мнению, в рассматриваемом случае к доходам физического лица относится вознаграждение по договору, а возмещение произведенных и документально подтвержденных расходов на проезд и проживание, связанных с выполнением этого договора, доходом не является. Однако следует учесть, что в случае разногласий с налоговыми инстанциями свою позицию придется отстаивать в суде.
Во избежание споров с налоговыми органами советуем воспользоваться возможностью, предоставленной НК РФ: при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ специалист, с которым был заключен договор, имеет право на получение профессиональных вычетов. Согласно п. 2 ст. 221 НКРФ налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, имеют право на профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг). Указанные вычеты предоставляются налоговыми агентами на основании письменного заявления налогоплательщика. Но в том случае, если налогоплательщик не может подтвердить свои расходы, связанные с выполнением гражданско-правового договора, профессиональный вычет ему не полагается и НДФЛ придется удержать.
Компенсация в связи с исполнением государственных обязанностей
Вопрос налогообложения сумм, выплачиваемых работникам за время призыва на военные сборы, пожалуй, один из самых запутанных и сложных на сегодняшний день для многих бухгалтеров.
На основании п. 2 ст. 6 Закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подп. 18 п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.02.99 № 223 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 26.12.93 № 605» на время прохождения военных сборов граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. А в соответствии со ст. 170 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность освобождать работника от работы на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время, с сохранением за ним места работы (должности).
Согласно п. 3 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Положение; утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 № 157) финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных по разделу «Национальная оборона». При этом размер финансирования сохраняемого среднего заработка за счет средств федерального бюджета не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда.
Выплата работникам среднего заработка и возмещение расходов, связанных с наймом жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочных расходов производится предприятиями, где работают граждане, на основании выдаваемых военными комиссариатами справок о фактическом времени пребывания гражданина в военном комиссариате или на тренировочных занятиях. После призыва на военные сборы и прохождения военных сборов военными комиссариатами производится компенсация предприятиям расходов, связанных с выплатой гражданам среднего заработка, с оплатой найма жилья и проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочных расходов на основании выставляемых предприятиями счетов. Перечисление денежных средств военными комиссариатами производится в месячный срок со дня получения счета предприятия.
Исчислять ли НДФЛ с указанных выплат? Мнение Минфина по данному вопросу высказано в Письме от 21.06.2005 № 03-05-01-04/42. Рассматривая вопрос взимания НДФЛ с вышеуказанных сумм, выплачиваемых работникам, Минфин обращает внимание на положения п. 29 ст. 217 НК РФ, согласно которым от налогообложения освобождены доходы лиц, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Как видно, суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы (учебы) на время призыва на военные сборы, в данном пункте не поименованы. И, следовательно, на основании ст. 210 НК РФ подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Функции налогового агента Выдача призов
В последнее время достаточно часто, по примеру западных образцов, организации в целях улучшения продаж проводят разнообразные акции, сопровождающиеся вручением призов и подарков.
Подарки, призы и выигрыши в зависимости от их характера раздачи во время акций можно поделить на две категории:
— призы, передаваемые при проведении рекламных акций в виде конкурсов и розыгрышей среди обезличенного круга лиц либо передаваемые в рекламных целях обезличенному кругу лиц без организации конкурсов и розыгрышей;
— призы и подарки, врученные конкретным физическим лицам в мероприятиях, которые не подпадают под определение рекламы.
В первом случае налог взыскивается со стоимости призов в части, превышающей 4000 руб., по ставке 35% на основании п. 2 ст. 224 НК РФ. Для второй категории призов (в той же части их стоимости) применяется общая ставка 13% в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ.
ВНИМАНИЕ!
С введением с 01.07.2002 в действие Закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выигрыши по всем видам лотерей подлежат налогообложению по ставке 13%, а исчисление и уплата налога на доходы физических лиц с выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, осуществляются налогоплательщиками самостоятельно при подаче ими налоговой декларации.
Возникает ли при этом у организатора таких мероприятий функция налогового агента, в случаях если стоимость подарка превышает 4000 руб. и не превышает эту сумму? Нужно ли сообщать в налоговую инспекцию о сумме выплаченных доходов?
Рассмотрим особенности исполнения функций налогового агента в каждом конкретном случае.
1. Стоимость призов, подарков превышает 4000 руб.
Очевидно, что в данном случае у организатора возникают обязанности налогового агента. То есть он формально должен исчислить и удержать налог из дохода получателя приза, а также перечислить налог в бюджет и сообщить в налоговый орган о выплаченном доходе.
Практически же организатор мероприятия удержать налог не сможет, так как не производит денежных выплат в пользу физического лица в соответствии с п 4 ст. 226 НК РФ. А за счет собственных средств перечислять НДФЛ налоговому агенту запрещено (п. 9 ст. 226 НК РФ). Следовательно, ему остается только в месячный срок сообщить в налоговую инспекцию о доходах, полученных призерами, и исчисленной сумме налога (п. 5 ст. 226 НК РФ). Но и последнее весьма проблематично, так как организации необходимо будет собрать сведения о лицах, получивших доходы, что не всегда практически осуществимо.
Таким образом, формально на организацию можно наложить штраф из расчета 50 руб. за каждую непредставленную справку (сведение) на основании п. 1 ст. 226 НК РФ. Другой вопрос, как инспекция будет определять количество участников рекламной акции, получивших призы?
Избежать спора с налоговиками помогут журнал учета получателей призов и дополнительное условие проведения акции: невозможность получения приза победителем в случае, если он не представит свои паспортные данные.
2. Стоимость призов, подарков не превышает 4000 руб.
В данном случае призы не облагаются налогом (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Согласно определению налогового агента, данному в ст. 224 НК РФ, организация при этом теряет такой статус в принципе. Поскольку у нее не возникает обязанности исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог вместо налогоплательщика, то не возникает обязанности и сообщать о выплаченном доходе в налоговый орган.
Но у налоговых специалистов и в этой ситуации иное мнение. Им необходимы сведения для проверки соблюдения лимита 4000 руб. за год, поэтому они считают, что, несмотря на отсутствие обязанностей налогового агента как таковых, сведения организация должна подавать все равно.
Подарки в виде денежных средств
К доходам, освобождаемым от налога на доходы физических лиц в соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ, относятся подарки, полученные налогоплательщиками от организаций и индивидуальных предпринимателей, стоимостью, не превышающей 4000 руб. Могут ли денежные средства выступать в качестве подарков?
В НК РФ понятие «подарок» не содержится, следовательно, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ можно применять термин «подарок» в том значении, в каком он используется в гражданском праве. В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность. К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги (ст. 128 и п. 2 ст. 130 ГК РФ).
Таким образом, по нашему мнению, деньги могут быть предметом дарения. Следовательно, выдача работникам подарков в виде денежной суммы, не превышающей 4000 руб. в год, не подлежит обложению НДФЛ. Аналогичное мнение выражено в Письме Минфина РФ от 08.07.2004 № 03-05-06/176.
При дарении необходимо соблюдать требования главы 32 ГК РФ, в том числе к форме совершения договора дарения.
Несмотря на мнение Минфина, налоговики часто штрафуют организации за то, что ими не исчислен и не удержан налог на доходы физических лиц при выдаче работникам подарков в виде денежных средств. Налоговые специалисты считают, что подарками могут являться только вещи, обладающие потребительской стоимостью, но не их денежный эквивалент. Вследствие этого организациям приходится отстаивать свою правоту в суде. Ранее, основываясь на п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.99 № 42 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога» (приведен в части II Систематизированного сборника «Информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», опубликованного в качестве специального приложения к № 11 за ноябрь 2003 г. «Вестника Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»), суды принимали сторону налоговой инспекции. Но после ввода в действие 23-й главы НК РФ п. 7 из текста Письма был исключен. Сложившаяся на настоящий момент арбитражная практика положительна (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2006 № А05-13852/2005-19, от 22.11.2004 № Ф04-8094/2004(6329-А27-29).