Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые члены Совета Федерации!
Буду сопровождать свой доклад презентацией и остановлюсь на ключевых вопросах формирования налоговой политики. Особенно в посткризисный период, в связи с тем, что глубокий кризис показал, какова устойчивость бюджетной системы, насколько комплекс и система налогов обеспечивают стабильность доходной базы для выполнения основных государственных и социальных функций, которые возложены на власть.
В 2009 году, в период кризиса, уровень налогообложения в нашей стране снизился до 30,3 % с 35,6 % к ВВП в 2008 году. То есть мы больше 5,3 % потеряли только за один год. И если посмотреть, как повела себя налоговая система, то больше всего снизились налог на прибыль, НДПИ, таможенные пошлины. Они дали основное снижение.
Наиболее надежно себя вел налог на добавленную стоимость. О чем раньше всегда говорил: в период кризиса этот налог останется базой федеральных расходов и выполнения всех федеральных функций. А для субъектов Российской Федерации таким серьезным якорем и базой остался налог на доходы физических лиц. Соответственно, ЕСН на страховые взносы, в связи с тем, что мы повысили в прошлом году, особенно для бюджетников, зарплаты, удержался. Он очень сильно зависит от фондов оплаты труда.
Следующий слайд говорит о том, что налоговое бремя в России - достаточное. Здесь не так хорошо видно, что 30 % налогообложения или даже 35, с учетом сверхдоходов, которые были в 2008 году к ВВП, это умеренная, средняя величина налогообложения по сравнению с другими странами.
А вот слайд 4 показывает, сколько налогов и льгот мы дали за последние годы, с 2004 года. Мы снижали НДС до 18 процентов, отменили налог с продаж, ЕСН снижали с 35,6 до 26%. Ввели амортизационную премию на уменьшение налогооблагаемой базы на 10 % при постановке оборудования на баланс. Ввели понижающие коэффициенты для НДПИ для выработанных месторождений. Снизили ставку налога на прибыль в период кризиса в прошлом году с 24 до 20 %. Повысили для определенных групп предприятий до 30 % амортизационную премию. Уточнили сбор НДПИ, который теперь насчитывается не с 9 долларов цены, а с 15. Увеличили предельные размеры выручки, позволяющие применять упрощенную систему налогообложения для малого бизнеса, с 30 миллионов до 60 миллионов.
Если собрать всё вместе, то в условиях 2010 года наша оценка того, что мы уже приняли с точки зрения снижения налогового бремени, 3,9 % ВВП - это больше 1,5 трлн. рублей. Мы сознательно в предыдущие годы от 1,5 трлн. рублей отказались, что, конечно, могло быть доходами бюджета. Думаю, что мы вели себя рационально. Но дальнейшее снижение налогового бремени вряд ли удастся проводить. Мы сегодня исчерпали потенциал снижения налогов, и идет речь о том, чтобы мы точечно или отдельными стимулами, налоговыми льготами поддерживали те виды деятельности, которые должны обеспечить модернизацию и инновационный процесс в Российской Федерации.
К слайду 6 сразу перейду. И прежде всего скажу о том, что мы уже сделали достаточно много для того, чтобы поддерживать модернизацию, инновационный процесс.
В Послании Президента прямо дано предложение о том, чтобы в этом бюджетном цикле Правительство и Министерство финансов внесли новый комплекс предложений по стимулированию инновационной деятельности. И мы считаем, что значительной частью этих новых предложений будут как раз предложения, связанные с поддержкой инновационной деятельности. Это должно позволить переоснащаться нашей промышленности, должно позволить снижать издержки, должно позволить конкурировать в очень сложных условиях сокращения мирового спроса и борьбы за рынки.
На слайде 6 показан целый список того, что уже сделано, принято в предыдущие годы. Напомнил бы, что мы ввели, например, коэффициент 1,5 на вычет из расходов НИОКР. Это означает, что на 50 процентов больше, чем реально, фактически сделано затрат. Кроме того, введены амортизационные премии. Это серьезные суммы для поддержки переоборудования.
Напомню, что по предложению, в том числе, и депутатов освобожден от НДС и таможенных пошлин ввоз технологического оборудования, аналоги которого в России не производятся. Нам значительно придется заимствовать технологии, все самое современное, что сделано в мире. Это упрощено с точки зрения налоговой и таможенной политики. Мы должны упрощать взимание НДС, и на этот счет будет принят целый ряд мер. Мы ввели действующий инвестиционный налоговый кредит, о котором сегодня еще скажу.
Сразу предлагаю к слайду 9 перейти - о новых предложениях, которые Правительство уже активно обсуждает, а также мы их обсуждали на Комиссии при Президенте по модернизации. Это поддержка спроса на инновационную продукцию. Мы должны своими мерами обеспечить поддержку спроса на инновационную продукцию, поддержку предложения инноваций, в части законодательства и администрирования устранить имеющиеся барьеры для модернизации, инновационной деятельности как по величине налоговых обязательств, так и по сложности их исполнения. Обеспечить создание стимулов для развития спроса и предложения научных разработок.
Что предлагается? Наиболее затратным для предприятий, которые применяют высококвалифицированный труд, является стоимость высококвалифицированной рабочей силы. Больше всего на эти предприятия ложатся бременем наши страховые платежи. И если мы в следующем году их собираемся увеличить до 34 % с 26, которые выплачиваются в этом году, то эти предприятия, применяющие высококвалифицированный труд, как раз работающие в сфере инноваций, понесут большие издержки.
В этой связи предлагается ввести специальный период постепенного перехода к этой налоговой нагрузке для данных предприятий. И если до 2010 года действующими получателями льготы по ЕСН были экспортеры программного обеспечения, резиденты технико-внедренческих особых экономических зон, то новыми получателями льготы должны быть малые инновационные компании при вузах. Компании, реализующие разрабатываемое ими программное обеспечение на внутреннем рынке - не только на экспорт, но и на внутреннем рынке, обращаю внимание - прочие инновационные компании, инжиниринговые, научные организации, при условии создания эффективного механизма их идентификации.
Сейчас Правительство в нескольких рабочих группах разрабатывает критерии того, какие компании мы отнесем к тем группам, которые получат дополнительное освобождение от страховых платежей. Это непросто, потому что инновационная деятельность содержится в деятельности любого предприятия и касается разных сфер, непосредственно производства и услуг, организации производства, логистики. Но мы как раз пытаемся выбрать те группы, которые сегодня наиболее важны для продвижения вперед российской экономики. Соответственно, для них будут установлены страховые платежи - 14 %. Мы предполагаем до 2015 года сохранить 14 %, а с 2016 до 2019 года постепенно повысить, чтобы к 2020 году они вышли на общий режим около 34 %. Десятилетие с 2010 по 2020 год мы рассматриваем как период запуска инновационной модели российской экономики. Соответственно, затраты бюджета уже в следующем году по экспортерам программного обеспечения могут составить от 6 до 9 млрд. рублей. Резиденты внедренческих зон - от 4 до 9 миллиардов, малые инновационные предприятия - около 8 миллиардов.
По прочим производителям мы предполагаем до 33 миллиардов. Это предварительные оценки, и мы продолжаем оценивать в зависимости от тех групп предприятий, которые будут внесены. Сейчас полным ходом идет эта работа.
Напоминаю, что сверх 14 % страховых платежей предприятия не будут платить. Тем самым они не будут вносить страховые взносы за граждан или за сотрудников, работающих у них, в соответствующие фонды. В пенсионные фонды и в ФОМС, внесет средства бюджет. Поэтому это затраты для бюджета, мы будем компенсировать фондам эти изъятия.
Следующий вопрос, который внесло Министерство финансов и который будет рассматриваться в апреле в Правительстве - неповышение ЕСН, страховых взносов, прежде всего в той части, которая на обязательное медицинское страхование, с 3,1 % до 5,1%. Неповышение примерно 2 %. В Министерстве финансов предлагают не до 34 % увеличивать страховые взносы, а остаться на 32 % с 2011 года. Это означает, что система обязательного медицинского страхования не получит 230 млрд. рублей.
Нашу позицию поддерживает Министерство экономического развития, это позиция экономического блока, в связи с тем, что пока мы не рассмотрели реформу здравоохранения, и прежде всего обязательного медицинского страхования, не договорились о ней. Мы должны определиться, что важнее в данный момент: на 230 миллиардов увеличить государственные расходы в этой сфере - и дадут ли они тот эффект, который мы ждем от здравоохранения сейчас - и, соответственно, тогда повысить эти взносы. Или не повышать взносы для предприятий на эту сумму, не изымать у предприятий 230 миллиардов, но, соответственно, отложить и поэтапно наполнять систему здравоохранения этими средствами по мере проведения реформы здравоохранения. По мере того, как мы убедимся, что эти расходы будут эффективными, поскольку эффективность системы здравоохранения не упирается только в деньги, а в организацию, в нормативы, в медицинские стандарты, которые применяются.
Конечно, мы должны впоследствии увеличивать расходы на эту сферу, но мы считаем, что не с 1 января 2011 года надо бухнуть туда 230 млрд. рублей, повторяю, не договорившись, как эта система будет работать.
Кроме того, к мерам инновационной поддержки относится завершение реформы системы начисления налоговой амортизации. Предлагается применить более совершенный способ отнесения амортизации и формирования амортизационных групп по функциональному признаку, а не пообъектно, сократив сроки амортизации отдельных видов основных средств для создания стимулов к технологическому обновлению.
Следующая мера - повышение эффективности системы налогового учета расходов на НИОКР. Чтобы более четко было понятно, кто имеет право пользоваться этим повышенным коэффициентом и четче фиксировать учет, чтобы меньше вопросов было у налоговой службы. Многие пользователи обращают внимание, что они боятся дополнительных проверок в этой сфере, если будут применять эту норму.
Предполагается сократить перечень документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте. Предполагается создать благоприятные условия налогового администрирования, обратив внимание на условия деятельности для инновационных компаний: мы хотим создать особо дружелюбный режим, такой пилотный проект администрирования, который впоследствии расширить на другие сферы экономики. Наша работа будет сегодня связана с улучшением качества администрирования, с созданием дружелюбного интерфейса или системы работы с налогоплательщиком.
Следующий, 13-й, слайд. Освободить от налога на имущество энергоэффективное оборудование сроком на три года с начала эксплуатации. Знаю, что в Совете Федерации всегда зададут вопрос: «А что это за льготы? Это же региональный налог. Кто будет вводить эти льготы?» У нас идет дискуссия в Правительстве. Большинство считают, что в связи с необходимостью сделать прорыв в применении энергоэффективного оборудования такая льгота на определенный период должна вводиться федеральным решением, чтобы не ставить субъекты перед необходимостью выбирать между доходами и прогрессом в энергоэффективности.
Третий, следующий пункт. Передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита инновационным организациям субъекта. Не надо будет бегать в Налоговую, спрашивать, в Министерство финансов. Субъект сам определит, какой налоговый кредит он готов предоставить инновационным предприятиям.
Следующий. Упрощение налогообложения некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области науки, образования и здравоохранения, при этом - вплоть до установления нулевой ставки налога на прибыль. Мы приняли решение о распространении этой льготы не только на некоммерческие организации, которые свою прибыль направляют на свою основную деятельность, но и на коммерческие предприятия. Все предприятия в области науки, образования и здравоохранения будут освобождены от налога на прибыль. И мы будем наблюдать, как работает эта система.
Далее, предполагается урегулировать налогообложение операций с нематериальными активами, в том числе в электронной торговле, сократить сроки амортизации нематериальных активов.
Следующее - освободить от налогообложения доходы в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта. В рамках грантов покупают оборудование, оно не полностью амортизировано. Затем при постановке на учет нужно платить налоги. Мы здесь тоже введем льготу - очень просят ученые. Уточнить порядок принятия для целей налогообложения расходов в виде платежей по лицензионным и сублицензионным договорам. Разрешить перенос убытков на будущее при совершении операций в рамках договора простого товарищества. Разрешить предоставление налогового вычета по налогу на доходы физических лиц по суммам уплаченных процентов по образовательным кредитам.
По налогу на прибыль. Мы рассмотрим ограничение на принятие убытков реорганизуемых организаций при слиянии организаций. Рассмотрим принятие новых правил отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам и правила предотвращения недостаточной капитализации, введение новых правил налогового учета расходов на освоение природных ресурсов.
По акцизам. Индексация ставок акцизов на уровень прогнозируемой инфляции. На табачную продукцию - темпами, превышающими инфляцию примерно на 20-40%. Вы знаете, мы всегда ставили этот вопрос. Мы рассмотрим переход к новой системе уплаты акциза на алкогольную продукцию, основанной на авансовом платеже, что оправдало себя в ряде стран и серьезно повысило сборы.
Нашей стратегической целью остается введение налога на недвижимость, и работа идет, но сложно, в том числе с учетом сложности правил определения рыночной стоимости. Реформирование упрощенной системы налогообложения в виде патента и единого налога на вмененный доход.
Рассматривается целый ряд мер по добыче полезных ископаемых, переходу к налогу на добавочный доход при добыче углеводородного сырья. Рабочая группа трудится, но это не с 2011 года, думаем, это где-то скорее с 2012 года или позже.
Целый ряд вопросов связан с каникулами, с особенностями обложения «малых» и комплексных месторождений, с изменением правил налогообложения по газу при закачке добытого природного газа в пласт для поддержания пластового давления.
К другим мерам относится прежде всего законопроект, который уже находится в Госдуме, по трансфертному ценообразованию. Все его ждали много лет, особенно субъекты, чтобы плательщики не «перебегали» из субъекта в субъект. Введение консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций, ограничение применения льгот, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения, введение правил налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, переход к использованию счетов-фактур в электронном виде.
Наконец, последнее. То, что было принято неделю назад на совещании у Премьера - это освобождение от налога на прибыль реализованного прироста капитальной стоимости ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, при условии длительного срока владения этими бумагами. Это означает, что, например, компании, особенно венчурные, которые владеют малыми фирмами, компаниями, которые еще не обращаются на рынке, но цель-то венчурного инвестирования - раскрутить инновации, сделать компанию капитализированной и на этом заработать. Такие компании надо в первую очередь стимулировать тем, что прирост капитальной стоимости не будет облагаться налогом при продаже пакета. Освободить от налога на прибыль не только некоммерческие, но и коммерческие организации в сфере образования и здравоохранения. Установить специальный переходный период по уплате страховых взносов, повышенных с 2011 года, для средств массовой информации. Им будет дан срок в течение трех-четырех лет поэтапно перейти к ставке 34%, потому что затраты труда для них тоже являются одним из основных факторов их работы.
Вот основные предложения, которые мы рассмотрели. Они находятся на рассмотрении. Заседание Правительства - в ближайшее время. Мы готовы выслушать ваши предложения, замечания и, конечно, приветствуем ваше участие в доработке