В то время когда глава российского правительства Владимир Путин принимал участие в заседании Совета министров Союзного государства в Минске, президент Белоруссии Александр Лукашенко срочно вылетел в Венесуэлу. Причиной поездки были названы переговоры о поставках венесуэльской нефти в Белоруссию.
Накануне российское руководство настояло на введении экспортных пошлин на сырье, доставляемое на белорусские НПЗ. И вот А. Лукашенко нашел, по его словам, замену российскому черному золоту.
После переговоров в Каракасе с Уго Чавесом А. Лукашенко заявил, что в скором времени Венесуэла будет поставлять в Белоруссию до 80 000. баррелей нефти в сутки. «Мы прекрасно договорились о поставках венесуэльской нефти в Беларусь. На наши НПЗ придет нефть из Венесуэлы. Мы совместно будем ее перерабатывать и реализовывать нефтепродукты на европейском рынке», — подчеркнул белорусский лидер.
Одним из источников поставок будет добыча нефти на совместном предприятии Petrolera BeloVenesolana.
Однако независимые эксперты считают, что латиноамериканская нефть не сможет на практике стать альтернативой российскому сырью для белорусских НПЗ. При поставках черного золота из Венесуэлы напрямую в Белоруссию оно станет чисто золотым из-за больших транспортных расходов. К тому же в самой Белоруссии, как известно, морских портов нет. А значит, потребуется транзит через другие страны, что тоже встанет в копеечку.
Правда, существует возможность компенсационных сделок, например, с какой-либо из норвежских нефтяных компаний. Они могут поставлять в Белоруссию нефть из Скандинавии в зачет своих обязательств перед покупателями, расположенными вблизи Венесуэлы. Но с точки зрения логистики эта схема тоже выглядит достаточно сложной.
С 1 июля текущего года должно заработать единое таможенное пространство, документы по которому сейчас находятся на стадии доработки и утверждения. Проблему экспортных пошлин на нефть, подчеркивают эксперты, лучше решать в процессе переговоров об условиях формирования единого пространства Таможенного союза, а не демонстративными отъездами из страны как раз к прибытию в нее главы правительства соседа.