Не стоит душить бизнес страховыми взносами

| статьи | печать

Растущий как снежный ком дефицит Пенсионного фонда, по мнению чиновников Минфина, можно остановить, лишь повысив фискальную нагрузку на бизнес. Однако эксперты «Деловой России» уверены, что решить проблему можно другими путями. Надо только хорошенько проанализировать предложения, высказанные в Бюджетном послании президента страны.

 

Повышение страховых взносов позволит, по оценке Минздравсоцразвития, прозвучавшей на встрече делороссов, ученых и законодателей с представителями Минфина, получить в бюджет дополнительно почти 1 трлн руб. в 2011 г. и около 1,3 трлн руб. в 2012-м.

Эксперты Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ) называют цифры в три раза меньшие. При сохранении нынешней собираемости налогов итоговый фискальный эффект для госказны (с учетом изменения поступлений от страховых взносов, НДФЛ, налога на прибыль, а также роста государственных и муниципальных расходов на выплату начислений на ФОТ бюджетников) составит 344 млрд руб. в 2011 г. и 328,7 млрд руб. в 2012-м.

 

Кто заплатит за реформу

Кроме поступлений в бюджет повышение страховых взносов приведет к ряду иных социально-экономических последствий. Нам явно грозит уход зарплат в тень, снижение занятости, конкурентоспособности российской экономики и ее инвестиционной привлекательности.

Особенно печально, подчеркивают специалисты АНХ, что от реформы ЕСН в большей степени пострадают те отрасли, в которых высока доля оплаты труда в структуре затрат (обрабатывающая промышленность), и сектора экономики, где низкая заработная плата (ЖКХ и сельское хозяйство). Меньше всего будут затронуты сырьевые отрасли — добыча полезных ископаемых, где доля зарплаты в выручке — менее 10%.

Будет нанесен тяжелый удар по конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, инновационной экономики и постиндустриальных услуг. И соответственно усилится сырьевая направленность отечественной экономики.

Весьма интересно заключение ученых Института экономики переходного периода относительно потенциального макроэкономического эффекта от повышения страховых взносов. Негативные социально-экономические и структурно-отраслевые эффекты могут привести к замедлению роста ВВП более чем на 0,5% в год. Тогда повышение взносов абсолютно бессмысленно с фискальной точки зрения, поскольку снизится налогооблагаемая база.

Выводы ученых созвучны с мнением руководителей предприятий. Так, председатель совета директоров управляющей компании «Каскол» Сергей Недорослев считает, что с введением новых ставок страховых выплат мотивация промышленных компаний к развитию производства будет подавлена и пострадает весь несырьевой сектор экономики.

Из-за повышения страховых выплат, подчеркивает член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Евгений Тарло, в критическом положении окажется ряд отраслей промышленности, включая оборонный комплекс, машиностроение, сельское хозяйство. Последствия будут тяжелые. Доходность предприятий этих секторов реально упадет, многие станут банкротами, некоторые уйдут в тень.

 

Посчитаем вместе с президентом

На повышении страховых взносов свет клином не сошелся. Есть альтернативные источники покрытия дефицита пенсионной системы, уверены аналитики «Деловой России». В поисках источников пополнения Пенсионного фонда они обратились к Бюджетному посланию президента к Федеральному Собранию, в котором он определил важнейшие направления бюджетной политики на 2010—2012 гг. И постарались просчитать потенциальный экономический эффект для бюджета от реализации некоторых предложений главы государства.

1. «В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики».

Одно только российско-вьетнамское предприятие «Вьетсовпетро», добывая нефти меньше, чем «Роснефть», выплачивало до недавнего времени дивидендов больше, чем «Роснефть», «Газпром», РЖД, ФСК, Сбербанк вместе взятые. В среднем до падения объемов добычи, произошедшего в последние два года, — 1 млрд долл. ежегодно.

Дивидендный потенциал одной только «Роснефти» при условии формирования экономически обоснованной дивидендной политики и выхода дивидендных выплат на уровень «Вьетсовпетро» или таких всемирно известных компаний, как BP, Chevron Corp., StatoilHydro, эксперты оценивают в 100 млрд руб. в год.

Для сравнения можно привести уровень мультипликатора «дивиденды/объем добычи» в разных компаниях: «Вьетсовпетро» — 5, StatoilHydro — 7, BP — 23, Chevron Corp. — 8,7 и, наконец, наша «Роснефть» — всего лишь 0,8.

2. «Увеличение доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, их объективной оценки».

Сегодня для госземель арендная плата преимущественно устанавливается в размере 2,5% кадастровой стоимости, что ниже инфляции и действующей ставки рефинансирования более чем в три раза. Увеличение доходов бюджета при переходе на систему объективной оценки размера доходов (арендной платы) может составить свыше 200 млрд руб.

3. «Повышение ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения».

Увеличение ставок акцизов на табачную продукцию хотя бы до уровня наиболее бедных стран ЕС (Румыния и Болгария) даст дополнительно бюджету более 300 млрд руб. Аналогичный шаг в отношении ставок акцизов на алкоголь может принести не менее 80 млрд руб.

4. «Скорейшее создание условий для введения местного налога на недвижимость».

Пока доходы от налога на имущество физических лиц составляют чуть более 14 млрд руб. в год и затраты на его администрирование превышают размеры сбора.

По мнению делороссов, возможны дополнительные поступления в бюджет порядка100 млрд руб. при расчете налога в зависимости от рыночной стоимости недвижимости (с учетом освобождения от его уплаты социально незащищенных слоев населения).

5. «Оптимизация системы налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов».

Например, сумма поступлений в бюджет с одного барреля нефти в далеко не бедной стране Норвегии в 2008 г. составляла 57 долл., а в России — на 10 долл. меньше. То есть как минимум вполне возможно изменение ставки налога на добычу полезных ископаемых (табл. 1).

В целом же разницу между потенциальным объемом изъятия природной ренты от нефтедобычи и фактическим размером ее изъятия в нашей стране эксперты оценивают в 1 трлн руб.

В заключение стоит вспомнить еще одно высказывание президента в Бюджетном послании Федеральному Собранию: «Требуется дополнительно проанализировать последствия повышения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования для финансового положения организаций и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения потенциального отрицательного эффекта».

Трудно не согласиться с точкой зрения Дмитрия Медведева по этому вопросу. Ведь реализация мер, предлагаемых «Деловой Россией», позволит в целом дополнительно увеличить доходы бюджетов всех уровней значительно больше, чем прогнозируемые поступления от повышения страховых взносов, причем без побочных негативных последствий (табл. 2).

Таблица 1

Индексация ставки НДПИ на газ. Два сценария

Индексация в соответствии с ростом цены на газ на внутреннем рынке

Индексация в соответствии с инфляцией

Налоговые поступления при действующей ставке НДПИ, млрд руб.

85,6

85,6

Налоговые поступления при индексированной ставке НДПИ, млрд руб.

157,1

136,2

Прирост налоговых поступлений в результате индексации ставки НДПИ, млрд руб.

71,5

50,6

Таблица 2

Альтернативные источники покрытия дефицита пенсионной системы

 

Источники, предложенные в Бюджетном послании президента

Эффект

1

«В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики»

100 млрд руб. только от «Роснефти»

2

«Увеличение доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, их объективной оценки»

200 млрд руб.

3

«Повышение ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения»

380 млрд руб.

4

«Скорейшее создание условий для введения местного налога на недвижимость»

100 млрд руб.

5

«Оптимизация системы налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов»

1 трлн руб.

Источник: "Деловая Россия"