Идея о новом порядке внесудебного разрешения конфликтов получила активную поддержку со стороны Президента РФ Дмитрия Медведева. Именно он внес в Государственную думу законопроект, направленный на создание принципиально нового для российского права института медиаторов.
Проект, обреченный на одобрение
Речь идет о проекте № 341071-5 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — проект). В пояснительной записке к нему говорится, что он разработан в целях создания правовых условий для развития в России альтернативных (неюрисдикционных) способов разрешения конфликтов при участии независимых лиц — медиаторов, осуществляющих деятельность в том числе на профессиональной основе. Кроме того, принятый закон позволит снизить нагрузку на судебную систему РФ. Отмечается, что медиация является удобным и быстрым способом разрешения споров, который должен отличаться гибкостью, гарантировать исполняемость принятых решений и экономить судебные издержки.
Идея внедрить в российскую практику медиацию не нова. Проекту предшествовали три законопроекта. Первый из них был внесен в Госдуму еще в 2006 г. и через два года снят с рассмотрения. Не дошли до стадии обсуждения даже в первом чтении и два других варианта. Однако на этот раз законодательная инициатива исходит от главы государства. Поэтому, учитывая реалии российской политической жизни, можно предположить, что нынешний законопроект будет вскоре «горячо одобрен» большинством депутатов.
Миротворческая процедура
Прежде чем перейти к обсуждению проекта, коснемся сути медиации и ее истории за пределами России.
Термин «медиация» происходит от латинского слова mediare, что означает «посредничать». Принято считать, что это форма разрешения конфликта с участием так называемого медиатора — третьей нейтральной и беспристрастной стороны, которая не заинтересована в исходе спора. Такой посредник лишь помогает конфликтующим сторонам выработать взаимоприемлемое соглашение. Эта процедура основана на принципах добровольности, конфиденциальности, взаимоуважения и равноправия сторон.
Медиация в ее современном понимании появилась во второй половине прошлого века — сначала в странах англосаксонской правовой системы (США, Великобритания, Австралия), а затем в странах континентального права (Германия, Австрия, Франция и др.). В этих государствах действуют правовые акты, регулирующие процедуру медиации. В целях гармонизации законодательства в названной сфере Европарламент и Совет Евросоюза 21 мая 2008 г. приняли Директиву 2008/52 «О некоторых аспектах медиации в гражданских и торговых делах», в соответствии с которой государства — члены ЕС обязаны обеспечить законодательную поддержку посредничеству не позднее чем к 21 мая 2011 г.
Попытки посредничества при разрешении конфликтов предпринимаются и в России. Правовой базой для этого служит, в частности, п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ, согласно которому стороны вправе обратиться к посреднику в целях урегулирования спора. Многие специализированные организации в числе других услуг предлагают услуги по внесудебному разрешению конфликтов. В качестве первого российского опыта медиации преподносится Определение Арбитражного суда Ростовской области от 08.06.2009 № А53-3530/09 об утверждении мирового соглашения между двумя предпринимателями, достигнутого благодаря посредникам. Однако, несмотря на рекламу, фигура посредника-миротворца, действующая в рамках закона, а не по «понятиям», в России лишь только обозначилась. Сторонники внедрения медиации в практику (это прежде всего судьи и упомянутые организации) ссылались на отсутствие законодательства, детально регулирующего процедуру примирения, и неопределенность статуса посредника.
Недееспособные профи и забытые правоотношения
Переходя к обсуждению основных положений проекта, в первую очередь обратим внимание на обозначенную в нем сферу действия будущего закона. Он будет регламентировать отношения, связанные с использованием процедуры медиации при урегулировании споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений. Такая процедура может применяться и в иных случаях, если это предусмотрено федеральными законами.
Медиация не применяется к спорам, которые затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в этой процедуре, или публичные интересы.
Процедура медиации определяется в проекте как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения сторонами взаимоприемлемого решения.
Медиатором может быть как юридическое, так и независимое физическое лицо. Юридическое лицо согласно ст. 2 проекта сможет заниматься медиацией, если одним из основных видов деятельности является оказание по обращению стороны (сторон) услуг по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных действий, предусмотренных проектом.
Требования к медиаторам — независимым физическим лицам содержатся в ст. 15 и 16 проекта. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Чтобы стать медиатором-профессионалом, необходимо достичь возраста 25 лет, иметь высшее образование и пройти курс обучения по специальной программе, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством РФ.
Заниматься медиацией в качестве любителя может любой, кто достиг 18 лет, обладает полной дееспособностью и не имеет судимости. Даже если учитывать, что речь идет о непрофессиональной деятельности, столь низкие критерии удивляют. Ведь значение процедуры медиации не зависит от того, на какой основе действует медиатор. Особенно поражает нижняя возрастная граница для медиатора-любителя. Вместе с тем из системного анализа приведенных положений следует, что для медиатора-профессионала наличие судимости и ограничение дееспособности не помеха. Мы считаем, что законодателю есть над чем задуматься.
Из проекта следует, что платные услуги по осуществлению медиации оказываются от имени специализированных организаций медиаторами-профессионалами, выбранными сторонами спора. В то же время не исключена возможность оплаты деятельности любителей.
Результатом успешной работы медиаторов является заключение сторонами медиативного соглашения. Оно подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. Если спорщики не обращались в суд, медиативное соглашение представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства соответственно об отступном, новации, прощении долга, зачете встречного требования, возмещении вреда.
В проекте медиативное соглашение рассматривается лишь в аспекте гражданских правоотношений. Тем не менее, как уже отмечалось, медиация допустима также при урегулировании споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений. Будем надеяться, что законодатель устранит этот явный пробел.
Идеи и реалии
Ценность правового акта определяется его необходимостью, готовностью общества следовать новациям. Если закон после вступления в силу сразу заработал — законодатель попал в точку. Когда закон существует номинально, начинают формироваться не регулируемые правом обычаи. Если они действительно востребованны и не носят криминального характера, их достаточно узаконить. Бывают и «мертворожденные» законы или их отдельные нормы. Они появляются, когда законодатель исходит исключительно из надуманных схем.
И наконец, можно выделить правовые акты, посредством которых их разработчики пытаются сформировать новые правоотношения, необходимые в будущем. По этому пути пошли и создатели проекта. Из его преамбулы следует, что федеральный закон разработан, в частности, в целях содействия развитию партнерских деловых отношений и формирования этики делового оборота, гармонизации социальных отношений. Вопрос в том, готово ли российское общество в настоящий момент принять, пусть даже постепенно, медиацию в ее истинном значении. Могут ли у нас вдруг появиться действительно непредвзятые и неподкупные медиаторы? Кроме того, процедура медиации предполагает наличие у спорящих сторон доброй воли и взаимного уважения — качеств, присущих членам так называемого гражданского общества. А в России, по самым оптимистическим прогнозам, гражданское общество находится только в стадии становления.
Преждевременно принятый закон о медиации может скомпрометировать его идею. А те, у кого и сейчас есть добрая воля и уважение к партнеру, могут договориться и без специального посредника. На практике именно так и происходит. Во всяком случае проект нуждается в серьезной доработке. В частности, необходимо повысить возрастной и образовательный ценз для непрофессиональных медиаторов. Целесообразно также предусмотреть по примеру Австрии обязательное страхование ответственности профессиональных медиаторов.