Получить статус СРО в отрасли, где саморегулирование на добровольной основе, не так просто.
Некоммерческие организации, объединяющие управляющие компании в сфере ЖКХ, при получении статуса СРО столкнулись с проблемой.
Основным условием для его получения, по версии Росреестра, является соответствие некоммерческой организации Федеральному закону «О саморегулируемых организациях».
На момент подачи заявления в Росреестр заявитель не считается носителем указанного статуса и осуществляет деятельность в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях».
Приведем ряд несоответствий данных законов, которые дают, по мнению Росреестра, основания для отказа в регистрации организации в качестве СРО.
1. Один из признаков саморегулируемой организации — обеспечение имущественной ответственности ее членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами путем создания компенсационного фонда, поэтому его наличие должно быть предусмотрено уставом организации.
2. Согласно закону СРО должны иметь три органа управления, в то время как Закон «О некоммерческих организациях» определяет создание третьего органа управления, а именно коллегиального органа управления, как возможное, а не обязательное.
3. Для СРО введены ограничения вхождения единоличного исполнительного органа в состав других органов управления.
4. Должен быть документ, подтверждающий принятие учредителей некоммерческой организации в члены той же организации. Неясно, на чем основано это требование. Ведь даже оговоренное в уставе организации положение, что учредитель автоматически становится членом организации, для Росреестра является ничтожным. Иначе говоря, по требованию Росреестра учредители организации должны собраться и принять себя в члены учрежденной ими организации, иначе в получении статуса саморегулируемой организации будет отказано.
Получив отказ Росреестра по перечисленным основаниям, претендент на статус СРО обращается в региональный орган Минюста России, чтобы внести в свои учредительные документы изменения, которые требует Федеральный закон «О саморегулируемых организациях». И оказывается в тупике. Большинство региональных органов регистрации некоммерческих организаций отказываются вносить подобные изменения, ссылаясь на то, что до приобретения статуса саморегулируемой некоммерческая организация не имеет права руководствоваться в своей деятельности положениями этого закона.
Какому же из законов должна соответствовать некоммерческая организация, претендующая на получение статуса саморегулируемой? Остается надеяться, что органы власти скоро найдут компромисс.
Национальное объединение управдомов
Представители более полутысячи управляющих компаний в сфере ЖКХ из 24 регионов провели учредительное собрание и образовали Ассоциацию «Национальное объединение саморегулируемых организаций, управляющих недвижимостью». Совет ассоциации возглавил председатель Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. Его заместителем избран директор экспертно-аналитического департамента Фонда ЖКХ Ольга Сердюк. В состав совета также вошли директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвитития России Андрей Шаров, заместитель председателя Комиссии по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Совета Федерации Александр Починок, президент «ОПОРЫ России» Сергей Борисов.
Основными задачами ассоциации должны стать формирование единых стандартов управления объектами недвижимости, координация взаимодействия управляющих компаний с поставщиками коммунальных услуг и их потребителями, органами власти и в конечном итоге создание эффективного и качественного рынка услуг по управлению недвижимостью.