Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее — Агентство) в своем Письме от 28.03.2006 № 09-920 разъяснило порядок применения Закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее — Закон № 19-ФЗ) в части изменения порядка заключения договоров на оказание аудиторских услуг при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%.
Напомним, что после внесенния изменений, предусмотренных п. 2 ст. 7 Закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 119-ФЗ), при проведении обязательного аудита в таких организациях заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг. При этом должен быть соблюден порядок, предусмотренный Законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).
Как разъяснило Агентство, изменения, внесенные в п. 2 ст. 7 Закона «Об аудиторской деятельности», распространяются только на хозяйственные общества. Они не относятся к федеральным государственным унитарным предприятиям, для которых порядок отбора аудиторских организаций регламентируется Правилами проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации (эти Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 № 706 «Омерах по обеспечению проведения обязательного аудита»).
Учитывая, что потребности хозяйственных обществ в аудиторских услугах не являются государственными нуждами и не обеспечиваются за счет бюджетных средств, при организации конкурсного отбора аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита хозяйственных обществ следует руководствоваться только процедурными нормами, содержащимися в Законе № 94-ФЗ.
Хозяйственные общества не выступают государственными заказчиками. По результатам размещения заказа они не оформляют государственных контрактов, а заключают договор с победителем от своего имени. Таким образом, они являются заказчиками услуг.
На официальном сайте Российской Федерации (далее — Сайт) сказано, что для публикации сведений о размещении заказов, регистрации подлежат только государственные заказчики, уполномоченные ими органы и специализированные организации. Самостоятельная регистрация хозяйственных обществ, не имеющих статуса специализированных организаций, с целью «вывешивания» на Сайте информации о размещении заказов условиями регистрации не предусмотрена.
Учитывая вышеизложенное, в существующих условиях публикация на Сайте не может являться обязательной.
Хозяйственное общество как организатор размещения заказа вправе как устанавливать, так и не устанавливать начальную (максимальную) цену оказания услуг.
При проведении открытых конкурсов необходимо учитывать, что ст. 11 Закона № 94-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень требований, которые могут предъявляться к участникам размещения заказов. Предъявление дополнительных требований (опыт аудиторской организации в той или иной отрасли, продолжительность деятельности на рынке аудиторских услуг, количество и опыт штатных сотрудников и тому подобных) к участникам размещения заказов не допускается.
До установления Правительством Российской Федерации порядка оценки заявок на участие в конкурсе такой порядок устанавливается организатором конкурса (п. 7 ст. 65 Закона № 94-ФЗ).