О власти...
Планируя дальнейшее развитие нашей государственной и политической системы, мы, конечно, должны учитывать современное состояние нашего общества. И в этой связи отмечу одну из существенных черт нашей внутриполитической жизни, а именно низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу. И понятно почему.
С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд. Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан.
«Работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на «больные мозоли» и будем наступать на них впредь. Но это «мозоли» тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе коротким путем — за счет общего блага». Хорошие слова, жалко только, что не я их придумал — Франклин Делано Рузвельт, Президент США, 1934 год...
...Разумеется, мы и впредь будем стремиться к тому, чтобы поднять престиж государственной службы. Будем поддерживать российский бизнес. Но и бизнесмен с миллиардным состоянием, и чиновник любого ранга должны знать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом.
Говорю сейчас об этом потому, что, несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить... — коррупцию. Считаю, что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ...
...экономике
...В Послании 2003 года были впервые сформулированы задачи удвоения ВВП на десять лет...
...Казалось бы, мы в целом справляемся с этой задачей, и за последние три года среднегодовой экономический рост как раз составил около 7%. Однако хотел бы подчеркнуть, что если мы... не улучшим основные макроэкономические показатели и не обеспечим должного уровня экономической свободы, если не создадим равные условия конкуренции и не укрепим право собственности, то поставленные в сфере экономики задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки.
Мы уже приступили к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры нашей экономики, об этом ранее много говорили, приданию ей инновационного качества. Считаю, что предпринимаемые Правительством шаги в этом направлении правильны, но при этом отмечу следующее.
Во-первых, государственные инвестиции необходимы, конечно, но они не единственное средство достижения цели.
Во-вторых, важен не столько их объем, сколько умение правильно выбрать приоритеты, и при этом крайне важно сохранить ответственную экономическую политику, избранную нами 5 лет назад...
...В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. Но, к сожалению, большая часть технологического оборудования, используемого сейчас российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия. А эффективность использования энергии, даже со ссылкой на климатические условия, у нас в разы ниже, чем у прямых конкурентов России на мировых рынках...
...Не нарушая достигнутую финансовую устойчивость, нам надо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций. Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг.
Разумеется, мы рассчитываем на рост предпринимательской инициативы во всех секторах экономики и будем создавать для этого необходимые условия. Но мощный рывок в вышеназванных, традиционно сильных для страны областях — это наш шанс использовать их как локомотив развития. Это реальная возможность изменить структуру всей экономики и занять достойное место в мировом разделении труда.
Так, мы уверенно чувствуем себя в добывающих отраслях. Наши предприятия здесь вполне конкурентоспособны... Однако на этом, разумеется, нельзя успокаиваться и останавливаться. Необходимо создать условия для ускоренного технологического обновления энергетической отрасли...
Сегодня необходимы и шаги по развитию атомной энергетики — энергетики, основанной на безопасных реакторах нового поколения. Нужно укрепить позиции России на мировых рынках атомного машиностроения, максимально используя здесь наши знания, навыки, новейшие технологии и, разумеется, международную кооперацию. Решению этой задачи должна служить и реструктуризация самой отрасли. И, разумеется, надо прицельно работать на перспективных направлениях энергетики — водородном и термоядерном.
Кроме того, следует кардинально повысить эффективность потребления энергии...
...Убежден, только так можно обеспечить России ведущие, стабильные позиции на энергетических рынках на долгосрочную перспективу ...мы обязаны эффективно реализовать свой потенциал и в столь перспективной сфере, как современные коммуникации...
Неоправданно долго решаются вопросы реорганизации таких важных отраслей, как авиа- и судостроение. Правительство должно оперативно наконец завершить работу по созданию соответствующих холдингов.
Для нас крайне важно не ошибиться и в выборе приоритетов развития космической отрасли. ...Потребуются существенные капиталовложения в модернизацию мощности по производству космической техники и развитию наземной инфраструктуры.
Россия может стать и одним из лидеров в нанотехнологиях... Считаю необходимым в ближайшее время разработать и принять... программу в этой области.
Рассчитываю также, что реализация совместных планов Правительства и Академии наук по модернизации научной отрасли не будет формальной, а принесет реальные результаты, даст экономике перспективные научные разработки.
Нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний на поток. Для этого нужно создать и необходимую инфраструктуру... Нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности.
Считаю также, что государство должно оказывать содействие и в приобретении современных технологий за рубежом... В первую очередь, конечно, для модернизации приоритетных секторов промышленности...
Необходимым условием развития новых технологий остается надежная защита интеллектуальной собственности, и мы должны обеспечить охрану авторских прав... Мы также должны усилить защиту интересов российских правообладателей за рубежом.
Современной России нужен беспрепятственный выход со всей своей продукцией на международные рынки... Именно с этой целью мы продолжаем вести переговоры о присоединении ко Всемирной торговой организации и ведем их только на условиях, которые полностью учитывают экономические интересы России.
Очевидно, что наша экономика уже сейчас является более открытой, чем экономики многих членов этой уважаемой организации. И переговоры о вступлении России в ВТО не должны становиться инструментом торга по вопросам, не имеющим ничего общего с деятельностью этой организации.
В Послании 2003 года я ставил задачу обеспечения конвертируемости рубля... Сегодня предлагаю ускорить отмену оставшихся ограничений и завершить эту работу до 1 июля текущего года.
Однако реальная конвертируемость рубля во многом зависит от его привлекательности как средства, используемого для расчетов и сбережений. И здесь нам еще очень многое предстоит сделать. В частности, рубль должен стать более универсальным средством для международных расчетов и должен постепенно расширять зону своего влияния.
В этих же целях необходимо организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами, торговлю с расчетом рублями...
...нацпроектах
...Возросшие экономические возможности позволили нам направить дополнительные инвестиции в социальную сферу...
...Проект «Доступное жилье» должен за два года снизить ставки по ипотечным кредитам, а общий объем этих кредитов увеличить почти в три раза — до 260 млрд рублей.
Значительные ресурсы в рамках отдельно выделенного нацпроекта направлены на развитие сельского хозяйства. Уже начато строительство жилья для молодых специалистов на селе, развивается система кредитования потребительской кооперации, личных подсобных хозяйств и крупных сельхозпроизводств. Мы содействуем закупке очень нужных нашему селу новых технологий и качественной сельхозтехники.
...России нужна конкурентоспособная образовательная система... Необходимо в первую очередь поддержать те высшие учебные заведения, которые реализуют инновационные программы, в том числе путем закупки для вузов новейших отечественных и зарубежных образцов оборудования.
Правительство должно навести порядок и с содержанием программ профобразования, причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей... Следует создать систему объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний, и необходимо в широком открытом диалоге с общественностью выработать принципы установления объективных рейтингов вузов. Не нужно бояться расширять финансовую самостоятельность учебных заведений, в том числе и школ, с одновременным повышением их ответственности, конечно, за все составляющие качества учебного процесса и за его конечный результат.
Поддерживаю инициативу наших предпринимателей — финансирование крупнейших университетов посредством специальных фондов развития и формирование системы образовательных кредитов. И здесь следует продумать вопрос о совершенствовании законодательства, стимулирующего такие расходы и создающего необходимые гарантии...
Еще один национальный проект был начат нами в сфере здравоохранения. Он направлен на укрепление системы первичной медицинской и санитарной помощи и профилактики, на повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг. Хочу, однако, подчеркнуть: средства, выделяемые на реализацию национальных проектов, составляют всего 5–7 процентов от объема государственного финансирования этих отраслей...
...Кроме того, уже с этого года большая часть расходов федерального бюджета должна быть ориентирована на конечный результат. Региональные органы власти также обязаны приступить к такой работе.
Необходимо продолжать и процесс передачи полномочий. В частности, надо передать регионам часть инвестиционных средств федерального бюджета, которые, по своей сути, сейчас финансируют муниципальные полномочия...
...демографии
...А теперь о главном. ...О любви, о женщинах, о детях. О семье. И о самой острой проблеме современной России — о демографии.
...Вы знаете, что в среднем число жителей нашей страны ежегодно становится меньше почти на 700 тысяч человек... Для решения этой проблемы необходимо следующее.
Первое — снижение смертности.
Второе — эффективная миграционная политика.
И третье — повышение рождаемости.
...Что касается совершенствования миграционной политики, то приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом необходимо все больше стимулировать приток в страну квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных...
Но никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости...
...Что мы можем и должны сделать уже сегодня? Считаю необходимым кардинальным образом увеличить размер пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
...Я предлагаю пособие на первого ребенка с 700 рублей поднять до 1,5 тыс. рублей. А на второго ребенка — до 3 тыс. рублей ежемесячно.
Женщины, которые имели работу, но ушли в отпуск по беременности и родам, а впоследствии — по уходу за ребенком до полутора лет, должны получать за счет государства не менее 40% от прежнего заработка. ...сумма пособия в любом случае не должна быть меньше той, которую будет получать ранее не работавшая женщина, то есть 1,5 и 3 тыс. рублей соответственно.
Другая проблема — это своевременное возращение женщины к нормальной трудовой деятельности. Для этого предлагаю ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание. Для первого ребенка — на сумму, равную 20%, для второго — 50%, для третьего — 70% от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения.
...При этом региональные и местные власти должны обеспечить потребности в детских садах и ясельных группах.
Помимо этого надо совместно с субъектами Федерации разработать программу по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
...Предлагаю практически в два раза увеличить выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье до уровня не менее 4 тыс. рублей ежемесячно. При этом предлагаю существенно увеличить и заработную плату приемному родителю с 1–1,5 тыс. рублей до 2,5 тыс. рублей ежемесячно. А также установить единовременное пособие при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в размере 8 тыс. рублей, то есть установить здесь сумму, равную пособию при рождении ребенка.
...Предлагаю увеличить стоимость родовых сертификатов... в женской консультации с 2 до 3 тыс. рублей, а стоимость сертификата в родильном доме — с 5 до 7 тыс. рублей.
...И, наконец, следующее, самое действенное, на мой взгляд: мера материальной поддержки. Считаю, государство обязано помочь женщине, которая родила второго ребенка и на долгое время выбывает из трудовой деятельности, теряя свою квалификацию. ...
И государство, если оно действительно заинтересовано в повышении рождаемости, обязано поддержать женщину, принявшую решение родить второго ребенка. Должно предоставить в ее распоряжение, так сказать, первичный, базовый материнский капитал, который реально повысил бы ее социальный статус, помог бы решать будущие проблемы. И которым она могла бы распорядиться следующим образом: либо для решения жилищного вопроса, вложив его в приобретение жилья с использованием ипотеки или других схем кредитования по достижению ребенком 3-летнего возраста, либо направить эти средства на образование детей или, если захочет, положить деньги в накопительную часть своей собственной пенсии.
По мнению экспертов, размер таких государственных обязательств в денежном выражении не может быть меньше 250 тыс. рублей. И эта сумма должна ежегодно индексироваться по инфляции, конечно.
...Средства, необходимые для начала намеченных мероприятий, должны быть предусмотрены уже в бюджете следующего года. Этот механизм должен быть запущен с 1‑января 2007-го...
Международная миграция, человек
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Прибыло в РФ — всего |
597 651 |
513 551 |
379 726 |
359 330 |
193 450 |
184 612 |
129 144 |
119 157 |
в том числе: | ||||||||
из стран СНГ |
571 903 |
488 087 |
362 708 |
346 774 |
183 650 |
175 068 |
119 661 |
110 374 |
Азербайджан |
29 878 |
22 210 |
15 902 |
14 906 |
5587 |
5635 |
4277 |
2584 |
Армения |
19 123 |
16 780 |
14 677 |
15 951 |
5814 |
6802 |
5124 |
3057 |
Беларусь |
17 575 |
13 760 |
11 549 |
10 274 |
6520 |
6841 |
5309 |
5650 |
Грузия |
24 517 |
21 059 |
19 626 |
20 213 |
9674 |
7128 |
5540 |
4886 |
Казахстан |
235 903 |
209 880 |
138 521 |
124 903 |
65 226 |
55 706 |
29 552 |
40 150 |
Киргизия |
13 752 |
10 997 |
10 370 |
15 536 |
10 740 |
13 139 |
6948 |
9511 |
Молдова |
13 750 |
10 762 |
9037 |
11 652 |
7569 |
7562 |
6391 |
4816 |
Таджикистан |
23 053 |
18 396 |
12 116 |
11 043 |
6742 |
5967 |
5346 |
3339 |
Туркмения |
16 501 |
10 509 |
7998 |
6738 |
4402 |
4531 |
6299 |
3734 |
Узбекистан |
39 620 |
41 800 |
41 615 |
40 810 |
24 873 |
24 951 |
21 457 |
14 948 |
Украина |
138 231 |
111 934 |
81 297 |
74 748 |
36 503 |
36 806 |
23 418 |
17 699 |
из стран вне СНГ |
25 748 |
25 464 |
17 018 |
12 556 |
9800 |
9544 |
9483 |
8783 |
Выбыло из РФ — всего |
232 987 |
213 377 |
214 963 |
145 720 |
121 166 |
106 685 |
94 018 |
79 795 |
в том числе: | ||||||||
в страны СНГ |
146 961 |
131 050 |
127 807 |
82 312 |
61 570 |
52 099 |
46 081 |
37 017 |
в страны вне СНГ |
86 026 |
82 327 |
87 156 |
63 408 |
59 596 |
54 586 |
47 937 |
42 778 |
Основные демографические показатели
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Численность населения1 — всего, тыс. человек |
147 665 |
148 460 |
148 292 |
148 029 |
147 802 |
147 539 |
146 890 |
146 304 |
145 649 |
144 964 |
144 168 |
143 474 |
в том числе: | ||||||||||||
городское |
108 736 |
108 322 |
108 311 |
108 188 |
108 111 |
108 053 |
107 419 |
107 072 |
106 725 |
106 321 |
105 818 |
104 719 |
сельское |
38 929 |
40 138 |
39 981 |
39 841 |
39 691 |
39 486 |
39 471 |
39 232 |
38 924 |
38 643 |
38 350 |
38 755 |
Из общей численности населения — население в возрасте, тыс. человек: | ||||||||||||
моложе трудоспособного |
36 101 |
34 252 |
33 615 |
32 787 |
31 910 |
30 876 |
29 580 |
28 387 |
27 274 |
26 115 |
25 014 |
24 095 |
трудоспособном2 |
83 943 |
84 332 |
84 540 |
84 800 |
85 352 |
86 263 |
87 172 |
88 040 |
88 515 |
89 206 |
89 896 |
90 218 |
старше трудоспособного |
27 621 |
29 876 |
30 137 |
30 442 |
30 540 |
30 400 |
30 138 |
29 877 |
29 860 |
29 643 |
29 258 |
29 161 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет: | ||||||||||||
все население |
69,2 |
64,5 |
65,8 |
66,8 |
67,1 |
65,9 |
65,4 |
65,2 |
65,0 |
64,9 |
65,3 | |
мужчины |
63,7 |
58,1 |
59,6 |
60,9 |
61,2 |
59,9 |
59,1 |
58,9 |
58,7 |
58,6 |
58,9 | |
женщины |
74,3 |
71,6 |
72,4 |
72,9 |
73,1 |
72,4 |
72,3 |
72,2 |
71,9 |
71,8 |
72,3 | |
На 1000 человек населения: | ||||||||||||
родившихся |
13,4 |
9,3 |
8,9 |
8,6 |
8,8 |
8,3 |
8,7 |
9,0 |
9,7 |
10,2 |
10,4 | |
умерших — всего |
11,2 |
15,0 |
14,2 |
13,7 |
13,6 |
14,7 |
15,3 |
15,6 |
16,2 |
16,4 |
16,0 | |
в том числе | ||||||||||||
детей в возрасте до 1 года3 |
17,4 |
18,1 |
17,4 |
17,2 |
16,5 |
16,9 |
15,3 |
14,6 |
13,3 |
12,4 |
11,6 | |
Естественный прирост, убыль (-) населения |
2,2 |
-5,7 |
-5,3 |
-5,1 |
-4,8 |
-6,4 |
-6,6 |
-6,6 |
-6,5 |
-6,2 |
-5,6 | |
Число браков |
8,9 |
7,3 |
5,9 |
6,3 |
5,8 |
6,2 |
6,2 |
6,9 |
7,1 |
7,6 |
6,8 | |
Число разводов |
3,8 |
4,5 |
3,8 |
3,8 |
3,4 |
3,6 |
4,3 |
5,3 |
5,9 |
5,5 |
4,4 |
1 данные за 1990, 1995—2002 гг. пересчитаны с учетом итогов всероссийской переписи населения 2002 года. Оценка на 1 января соответствующего года.
2 мужчины 16—59 лет, женщины 16—54 года.
3 на 1000 родившихся живыми.
Мнения
Вячеслав Никонов,
председатель Международной комиссии
общественной палаты РФ
Президент четко определил приоритеты — жесткое противодействие коррупции, создание инновационной экономики, интеграция в мировую экономику на максимально благоприятных для России условиях, решение демографических проблем, укрепление обороноспособности страны.
В Послании есть ряд взрывных идей, например конвертация рубля с 1 июля этого года, огромного размера пособия рожающим женщинам и новый механизм распределения этих средств. Внимание было акцентировано на вопросе о российской ядерной триаде, и дан довольно резкий ответ критикам путинской администрации, которые в последнее время предъявляют претензии российской стороне.
Хотелось бы знать, но в Послании не прозвучало, как будут расходоваться деньги, которые появились в российском бюджете. Какие будут крупные инвестиционные проекты? Решение демографических проблем и укрепление обороноспособности не исчерпывают проблем, существующих в российской экономике, в частности существуют большие инфраструктурные проблемы, есть серьезные вопросы, связанные с качеством человеческого капитала, проблемами нации, образования.
Олег Морозов,
заместитель председателя
Госдумы России
Здоровая нация с эффективной демографической политикой — это мегапроект. Это идеология национального выживания, объединяющая идея. Но если у нас не будет конкурентоспособной экономики, эффективной армии, обеспечивающей национальную безопасность, изменить ситуацию не удастся.
Мнения собрала Н. Федорова в рамках «круглого стола», организованного Фондом «Единство во имя России» и международной комиссией сотрудничеству и общественной дипломатии Общественной палаты РФ.
Константин Косачев,
председатель Комитета
Госдумы России
В Послании четко прослеживается мысль о том, что мы больше не можем жить наследием, доставшимся нам от Советского Союза. На протяжении ряда лет на статус России как мировой державы работали огромная территория и соответствующие природные ресурсы, численность населения, ядерное оружие. Теперь этих факторов недостаточно. Необходима решительная перестройка экономики с ресурсной на интеллектуальную, пересмотр оборонной доктрины с ориентацией на асимметричность ответа, а не противостояние военным угрозам, и решение проблем в демографической области.
Александр Дугин,
руководитель Центра
геополитических экспертиз
Владимир Путин объявил о новом курсе — фундаментальное державное возрождение России с опорой на силу и наши национальные интересы, социально ориентированное государство. То есть новый курс в экономике, социальной политике, международных отношениях. Это ликвидация тех либеральных экономических преобразований, которые велись прежде. Мы присутствуем при возрождении имперского стиля.