В древности сыны Израилевы во время праздников или торжеств приносили Богу по закону дары: жертвы, всесожжения, начатки и подобное тому.
Ныне Пасха Господня — день светлого праздника, день Воскресения Христа, умершего за нас и воскресшего. Принесем же и мы Господу дары, но не из бессловесных животных, которых Христос не принимает. Принесем как некий плод самих себя.
А как мы можем принести тела свои Богу в жертву живую и святую? Бессловесная жертва, когда возносится на жертвенник, умирает, а святые, приносящие себя Богу, ежедневно закалывали себя. Каким же образом святые умерщвляли себя? Они не любили мира, ни того, что в мире, но, отрекшись от похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, то есть сластолюбия, сребролюбия, тщеславия, взяли крест и последовали Христу, распяли себе мир и себя миру. Вот как святые умерщвляли себя.
А как они приносили себя в жертву? Живя не для себя, но поработив себя заповедям Божиим и оставив свои пожелания ради заповеди и любви к Богу и ближнему. Они умерщвляли в себе привязанность к миру и жили для одного Христа и Его заповедей. Так и мы принесем в жертву самих себя: ибо нас хочет Бог как драгоценнейшее стяжание Свое.
Поистине человек драгоценней всех видимых тварей: ибо Создатель привел их в бытие словом Своим, человека же Бог образовал и украсил Собственными руками. Притом все устроил Творец для пользы и служения человеку, а его самого поставил царем над всем и дал ему наслаждаться райским блаженством. А что еще удивительнее — когда земнородный пал через свой грех, Бог опять восстановил его Кровию Единородного Сына Своего.
Итак, человек воистину есть самое драгоценное стяжание Божие, и не только самое драгоценное, но и самое близкое, ибо сказано: сотворим человека по образу Нашему и по подобию.
И Сам Господь наш, нисшедши к нам, принял образ Человека — тело и душу человеческие, кратко сказать: соделался Человеком по всему, кроме греха, а через это еще более уподобил Себе человека.
«Воздадим же Образу сотворенное по образу». Как это? Святой апостол говорит: очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7.1), то есть соделаем образ наш столь же чистым, каким получили его, — сотрем с него греховную нечистоту, дабы открылась красота его добродетелей.
Кто, намереваясь написать царское изображение, осмелится употребить негодные краски и тем нанести царю бесчестие и на себя навлечь наказание? Напротив, он употребит краски драгоценные, сияющие, использует даже золото и постарается все царские одеяния выписать столь искусно, что каждый, глядя на прекрасную картину, представит себе и величие самого царя.
Так и мы, созданные по образу Божию, не будем обезображивать своего Первообраза. Ибо если обесчестивший изображение царя земного подвергается наказанию, то что должны потерпеть мы, извратившие в себе Божественный образ?
Сила таинства смерти Христовой такова. Поскольку мы грехом помрачили в себе образ Божий и через падение и грехи соделались мертвыми, то Бог, сотворивший нас по образу Своему, умилосердившись над Своим созданием и Собственным образом, соделался нас ради Человеком и подъял смерть за всех, дабы нас, мертвых уже, возвести к жизни.
Вот его сила таинства: Христос умер за нас для того, чтобы нас, умерщвленных, возвести к жизни!
Человеколюбием Христа мы исхищены из ада, и теперь от нас самих зависит восхождение в рай. Ад уже не владычествует над нами, как прежде, и не содержит нас у себя в рабстве. Однако не будем беспечны. Всякое добровольное греховное действие ввергает нас опять во власть ада. Но не стыд ли и не великое ли это бедствие, если мы, после того как Господь Иисус Христос избавил нас из ада Своею Кровию, вдруг опять сами себя ввергнем в ад? Не достойны ли мы в таком случае еще более сильного и жесточайшего наказания?
Человеколюбец Бог да помилует нас и да подаст нам неусыпное тщание разуметь все это и помогать самим себе, дабы обрести нам хотя малую милость!
Христос Воскресе!