Уже почти год действуют новые положения Кодекса об административных правонарушениях, введенные Федеральным законом от 09.02.2009 № 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства РФ об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах...». Чиновники считают ужесточение административной ответственности обоснованным, поскольку конечная цель регулятора — пресечение правонарушений и стимулирование субъектов регулирования к тому, чтобы не допускать рецидивов.
Краткий обзор поправок
Закон увеличил состав лиц, привлекаемых к административной ответственности за определенные правонарушения. Так, установлена ответственность за правонарушения, совершенные следующими должностными лицами коммерческих организаций:
-
членами советов директоров (наблюдательных советов);
-
членами коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций);
-
членами счетных комиссий;
-
членами ревизионных комиссий (ревизорами);
-
членами ликвидационных комиссий юридических лиц;
-
руководителями организаций, осуществляющими полномочия единоличных исполнительных органов других организаций (руководителями управляющих компаний).
Введено положение, уравнивающее размер административного наказания для юридического лица и его единоличного исполнительного органа, имеющего статус юридического лица (управляющей компании).
Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах. Теперь он составляет год (вместо двух месяцев).
Конкретизирована ответственность за нарушение коммерческими организациями требований законодательства о хранении документов. За неисполнение обязанности по хранению документов, которые предусмотрены соответствующим законодательством и хранение которых является обязательным, а также за нарушение закрепленных порядка и сроков хранения установлена административная ответственность в виде штрафа в размере 2500—5000 руб. — для должностных лиц и 200 000—300 000 руб. — для юридических.
Детализированы нормы о нарушении требований, касающихся предоставления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг. За непредоставление или нарушение порядков и сроков предоставления информации (уведомлений), предоставление (раскрытие) в неполном объеме недостоверной или вводящей в заблуждение информации предусмотрен административный штраф в размере 20 000—50 000 руб. или дисквалификация на срок до двух лет — для должностных лиц и штраф от 500 000 до 1 млн руб. — для юридических. Ответственность за эти правонарушения несут эмитенты, профессиональные и акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании или специализированные депозитарии акционерных инвестиционных, паевых инвестиционных или негосударственных пенсионных фондов.
Закреплена ответственность владельцев ценных бумаг, аффилированных лиц акционерных обществ и лиц, заинтересованных в совершении акционерным обществом сделки, за непредоставление (нераскрытие) или нарушение порядков и сроков предоставления (раскрытия) информации. Административный штраф для граждан — от 1000 до 2000 руб., должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб., юридических — от 300 000 до 500 000 руб.
Предусмотрен штраф от 2000 до 4000 руб. — для граждан, 20 000—30 000 руб. или дисквалификация на срок до года — для должностных лиц, 500 000—700 000 руб. — для юридических за нарушение требований законодательства о порядке подготовки к проведению общих собраний акционеров (в АО), участников (в ООО и ОДО) и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов (ст. 15.23.1 и ч. 1—8 КоАП РФ).
Определена ответственность за невыполнение в срок предписаний федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков (ФСФР). Так, невыполнение в установленный срок законного предписания ФСФР или ее территориальных органов влечет наложение административного штрафа 20 000—30 000 руб. — для должностных лиц, 500 000—700 000 руб. — для юридических.
Храните документы!
В процессе деятельности любое юрлицо создает документы, количество которых зависит от размеров компании и наличия обособленных подразделений. Не успели получить свидетельство о регистрации и открыть счет в банке, как на руках оказался ворох бумаг. С каждым годом количество «бестселлеров» растет в геометрической прогрессии.
Как ООО, так и АО обязаны хранить документы. Это предусмотрено в ст. 50 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) и ст. 89 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО).
В КоАП РФ ответственность в сфере корпоративного законодательства была закреплена в статьях 15.17—15.24 и др. Федеральным законом от 09.02.2009 № 9-ФЗ граница ответственности была расширена путем введения новой ст. 13.25 «Нарушение требований законодательства о хранении документов». За несоблюдение обязанности по хранению документов и нарушение установленных порядка и сроков хранения обязательных документов общества обеих организационно-правовых форм могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа от 200 000 до 300 000 руб.
Документы компании можно подразделить на четыре блока:
-
управленческая документация (учредительные и прочие регистрационные документы, устав, свидетельства о государственной регистрации, ИНН, регистрация в фондах, статистике. Сюда также входят лицензии и разрешения, сертификаты, свидетельства на товарный знак, свидетельства о праве собственности — все основные документы компании, без которых она не может функционировать и восстановление которых в случае утраты занимает продолжительное время);
-
бухгалтерская и налоговая документация;
-
документы по учету кадров и оплате труда;
-
специализированные документы, связанные с производственной деятельностью.
-
ООО обязано хранить:
-
учредительные документы, а также внесенные в них и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения;
-
протокол(ы) собрания учредителей, содержащий решение о создании общества, а также иные решения, связанные с созданием юридического лица;
-
документы, подтверждающие государственную регистрацию;
-
документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
-
внутренние документы;
-
протоколы общих собраний участников, заседаний совета директоров, коллегиального исполнительного органа и ревизионной комиссии;
-
списки аффилированных лиц;
-
заключения ревизионной комиссии (ревизора), аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
-
список участников общества;
-
иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами РФ, а также уставом, внутренними документами, решениями общего собрания участников, совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов.
Важно
Существует ряд документов, обязательных для хранения всеми организациями. Это документы по личному составу, безопасности (пожарной, промышленной), охране труда, а также бухгалтерские и первичные документы.
Согласно Закону об ООО обязательно наличие следующих внутренних документов и положений:
-
об образовании и функционировании совета директоров (если таковой создается) (ст. 32);
-
о порядке проведения общего собрания участников (п. 1 ст. 37);
-
порядке проведения заочного голосования (п. 3 ст. 38);
-
единоличном исполнительном органе (п. 4 ст. 40);
-
коллегиальном исполнительном органе (правлении, если оно создается) (п. 2 ст. 41);
-
ревизионной комиссии (если таковая создается либо ее создание обязательно для ООО согласно закону) (п. 4 ст. 47);
-
списка аффилированных лиц (ст. 50);
-
списка участников (ст. 31.1).
Ранее санкции за отсутствие таких документов не предусматривались. Теперь несоблюдение данных требований чревато наказанием. Так, за отсутствие внутренних документов общество может быть по формальному критерию привлечено к административной ответственности по ст. 13.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 300 000 руб.
Компания обязана хранить названные документы по месту нахождения единоличного исполнительного органа (например, директора) или в ином месте, известном и доступном участникам общества. Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 13.25 КоАП РФ, вправе должностные лица Росархива и архивных органов субъектов РФ.
В соответствии с приказом Росархива от 18.02.2002 № 18 «Об организации работы архивных органов по реализации Федерального закона „О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“» (зарегистрирован в Минюсте России 21.02.2002 № 3264, в редакции от 25.03.2002) к их числу относятся руководитель Федеральной архивной службы и его заместители, руководители структурных подразделений Федеральной архивной службы и их заместители (п. 1.2 в редакции приказа Росархива от 25.03.2002 № 25), руководители архивных органов субъектов РФ, в том числе их структурных подразделений, и их заместители (п. 1.4 в редакции приказа Росархива от 25.03.2002 № 25).
Протоколы об административных правонарушениях, составы которых установлены ч. 2 ст. 13.25 КоАП РФ, составляют должностные лица Росархива и архивных органов субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, закрепленных в ч. 2 ст. 13.25 КоАП РФ, рассматривают мировые судьи (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ Росархив и архивные органы субъектов РФ составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.25 КоАП РФ, и в течение трех суток с момента составления направляют его мировому судье.
Обратите внимание
В соответствии со ст. 17 Закона о бухгалтерском учете, регулирующей хранение документов бухучета, все организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухучета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых на основании правил организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответственность за организацию их хранения несет руководитель общества (руководитель исполнительного органа либо лицо, ответственное за ведение дел).
Правила хранения документов акционерной компании прописаны в Законе об АО. Перечень основных документов, которые обязано хранить АО, в основном совпадает с перечнем, приведенным в Законе об ООО. Дополнительно акционерная компания обязана хранить документы, связанные с эмиссией акций. Порядок и сроки хранения документов АО устанавливает ФСФР. Исключение составляют документы, в отношении которых такие сроки установлены федеральными законами (в частности, Законом о бухгалтерском учете).
Особое внимание следует уделить общим принципам хранения и архивирования документов, изложенным в Федеральном законе от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Росархив 6 октября 2000 г. утвердил Перечень типовых управленческих документов, образующихся в результате деятельности организаций, с указанием сроков их хранения.
Безответственное отношение к документам отныне компании будет обходиться слишком дорого. Но дело, собственно, не только в штрафах. Сам факт привлечения к административной ответственности, необходимость доказывать свою правоту, тратить время на разбирательства и хождение по инстанциям — все это слишком хлопотно и неприятно. Уж точно не для этого строили собственный бизнес.
«Опасное свидание»
Интересное нововведение — административная ответственность за нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, а также участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью.
Для акционерных обществ такими нарушениями являются:
-
незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания, нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о его проведении;
-
непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению собрания;
-
нарушение требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов к форме, сроку или месту проведения общего собрания, равно как и проведение собрания с нарушением формы, даты, времени или места проведения, определенных органом акционерного общества или лицами, созывающими собрание;
-
проведение общего собрания при отсутствии кворума или рассмотрение отдельных вопросов повестки дня при отсутствии кворума, равно как и изменение повестки дня после направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении собрания.
Данные нарушения влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 руб., на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. (или дисквалификацию на срок до одного года), на юридических — от 500 000 до 700 000 руб.
Введена также ответственность за нарушение председателем или секретарем общего собрания требований к содержанию, форме или сроку составления протокола, в том числе уклонение от его подписания. Это карается административным штрафом для граждан — от 1000 до 2000 руб., для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией на срок до шести месяцев.
Вероятно, законодатель принял такие поправки, чтобы защитить права акционеров. Не секрет, что большинство небольших АО не соблюдает процедуру созыва и проведения общего собрания и не оформляет протоколы надлежащим образом. Закон также призван повысить качество содержания внутренних документов.
Для обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью введена ответственность за незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников, а также за нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний. Подобные нарушения влекут штрафные санкции для граждан — от 2000 до 4000 руб., для должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб., для юридических — от 500 000 до 700 000 руб.
Установлен увеличенный срок давности привлечения к административной ответственности по нарушениям, связанным с несоблюдением корпоративного законодательства, — один год. Он исчисляется со дня совершения правонарушения. По большинству административных правонарушений срок давности — два месяца. По его истечении привлечь к ответственности нельзя.
Чем обоснованны столь жесткие меры? Безусловно, нарушения требований закона при подготовке и проведении общих собраний иногда приводят к негативным последствиям для инвесторов. Однако это не повод для того, чтобы в корпоративные отношения, являющиеся по своей природе гражданско-правовыми, вовлекать государство, призванное контролировать каждый шаг органов управления общества.
Законодатели обосновывают усиление санкций тем, что нарушение требований может повлечь нарушение прав инвесторов, поскольку на общих собраниях акционеров, участников ООО и владельцев инвестиционных паев принимаются решения, затрагивающие их права и законные интересы. Ключевое слово — «может». Ведь такие нарушения не обязательно влекут нарушения прав инвесторов. Но административный штраф предлагается взыскивать в любом случае независимо от последствий — в этом специфика состава административного правонарушения (формальный состав).
От кого будут защищаться инвесторы? От действий совета директоров и счетной комиссии, которых они сами же избирают, или от действий мажоритарного акционера — такого же инвестора? По сути, путем взыскания штрафов с одних инвесторов в государственный бюджет будет осуществляться защита прав других (обиженных) инвесторов. Будет ли последним лучше, неизвестно.
Ответственность за многие нарушения при подготовке, созыве и проведении общего собрания поможет дисциплинировать самих инвесторов, членов органов управления общества, а также иных органов, участвующих в организации и проведении общего собрания. Однако угроза административного наказания не во всех случаях будет эффективной.
К сведению
Перечисленные нарушения при проведении общих собраний совершаются зачастую в условиях корпоративного конфликта для перераспределения контроля в обществе или принятия решения, выгодного для одной стороны спора. Для многих инвесторов или членов органов управления общества угроза административного штрафа, даже весьма крупного, не станет препятствием на пути к намеченной цели.
Точность — вежливость королей
КоАП РФ предусматривает ответственность за любое нарушение требований законодательства при ведении реестра. Для должностных лиц в качестве одной из возможных санкций установлена дисквалификация.
Изменения в КоАП РФ затронули и ст. 15.22, усилив ответственность за нарушение правил ведения реестра акционеров. Предыдущая редакция Кодекса содержала две статьи (15.22 и 15.23), сейчас данные положения объединены в одной (ст. 15.22).
Приведем состав правонарушений.
1. Незаконный отказ от внесения записей в систему ведения реестра: 700 000—1 млн руб./30 000—50 000 руб. или дисквалификация (от года до двух лет). Основания для отказа установлены в п. 5 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 02.10.97 № 27 (далее — Положение о ведении реестра).
2. Уклонение от внесения записей в систему ведения реестра: 700 000—1 млн руб./30 000—50 000 руб. или дисквалификация (от года до двух лет). Сроки исполнения операций оговорены в ст. 45 Закона об АО и в п. 10.3 Положения о ведении реестра.
3. Внесение недостоверных сведений: 700 000—1 млн руб./
30 000—50 000 руб. или дисквалификация (от года до двух лет). Рассматриваемое деяние может одновременно составлять состав уголовного преступления.
4. Невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение реестра, требований владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица, а также номинального держателя о предоставлении выписки из системы ведения реестра по лицевому счету: 700 000—1 млн руб./30 000—50 000 руб. или дисквалификация (от года до двух лет). Срок для выдачи выписки закреплен в п. 7.9.4 и 10.3 Положения о ведении реестра и составляет пять рабочих дней.
5. Внесение в реестр записей без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами: 700 000—1 млн руб./
30 000—50 000 руб. или дисквалификация (от года до двух лет). Деяние может одновременно составлять состав уголовного преступления.
6. Незаконное ведение эмитентом реестра владельцев ценных бумаг: 700 000—1 млн руб./30 000—50 000 руб. или дисквалификация (от года до двух). Эмитент (акционерное общество) имеет право вести реестр самостоятельно, если количество его акционеров не превышает 50 (п. 3 ст. 44 Закона об АО). В противном случае самостоятельное ведение реестра эмитентом незаконно.
7. В случае замены лица, осуществляющего ведение реестра, уклонение его от передачи полученной от эмитента информации, данных и документов, составляющих систему ведения реестра, или нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков их передачи карается штрафом: 700 000—
1 млн руб./30 000—50 000 руб. или дисквалификация (от года до двух лет). Субъектом правонарушения в данном случае является профессиональный регистратор, нарушающий требования к передаче системы ведения реестра, установленные постановлением ФКЦБ России от 24.06.97 № 21.
8. Иное нарушение лицом, осуществляющим ведение реестра, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами требований к порядку ведения реестра: 100 000—300 000 руб./5000—10 000 руб.
9. Любое иное нарушение требований законодательства, не предусмотренное выше.
Как видим, теперь перечень подобных нарушений открыт.
Количество положений, регулирующих деятельность по ведению реестра акционеров, велико. Перечислим основные:
-
законы об АО и о РЦБ;
-
Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 02.10.97 № 27;
-
Положение о порядке внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарного учета в случаях выкупа акций акционерным обществом по требованию акционеров (приказ ФСФР России от 05.04.2007 № 07-39/пз-н);
-
Положение о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30% акций открытого акционерного общества (приказ ФСФР России от 11.07.2006 № 06-74/пз-н);
-
Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (постановление ФКЦБ России от 31.05.2002 № 17/пс);
-
постановление ФКЦБ России от 22.04.2002 № 13/пс «Об особенностях учета в системе ведения реестра залога именных эмиссионных ценных бумаг и внесения в систему ведения реестра изменений, касающихся перехода прав на заложенные именные эмиссионные ценные бумаги»;
-
постановление ФКЦБ России от 30.08.2001 № 21 «О порядке учета в системе ведения реестра не полностью оплаченных акций и внесения в систему ведения реестра изменений, касающихся перерегистрации акций, переходящих в распоряжение эмитента в случае их неполной оплаты в предусмотренный законом срок»;
-
Положение о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг (постановление ФКЦБ России от 24.06.97 № 21);
-
Порядок отражения в учетной системе объединения дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг и аннулирования индивидуальных номеров (кодов) дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг (постановление ФКЦБ России от 22.05.2003 № 03-28/пс).
Нарушение любого из них может и должно быть квалифицировано уполномоченным должностным лицом административного органа по ч. 3 ст. 15.22 КоАП РФ. Размер ответственности за подобные нарушения достаточно серьезный — штраф до 300 000 руб. Состав данного правонарушения является формальным, то есть административному органу не нужно устанавливать наступление каких-либо негативных последствий совершенного нарушения. Очевидно, что банальное несоответствие, например, лицевого счета акционера требованиям законодательства — достаточный факт для привлечения общества и его должностного лица к административной ответственности.
Увеличились штрафы за нарушения, которые, по мнению законодателя, представляют общественную опасность. Штрафы за такие нарушения, как отказ или уклонение от внесения записей в реестр, нарушение сроков выдачи выписок из реестра акционеров, внесение в реестр записей без оснований, предусмотренных законом, взыскиваются в повышенном размере — до 1 млн руб.
Предусмотрена дисквалификация виновного должностного лица на срок от года до двух лет. Она заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством (ст. 3.11. КоАП РФ).
Усиление ответственности направлено на защиту прав владельцев ценных бумаг от умышленных или системных ошибок лица, ведущего реестр акционеров. В соответствии с Законом об АО таким лицом может быть само акционерное общество либо профессиональный участник рынка ценных бумаг (регистратор). Если число акционеров превышает 50, вести реестр может только независимый регистратор. То есть субъектом рассматриваемых правонарушений является акционерное общество, самостоятельно ведущее реестр, либо независимый регистратор, которому переданы функции по его ведению, и их должностные лица. Если для независимых регистраторов деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг — основной и единственный вид деятельности, то для АО, зачастую не имеющих в штате необходимых специалистов, ведение реестра превращается в обузу.
Важно
Около 80% АО, которые ведут реестр самостоятельно, допускают нарушения порядка его ведения. До недавнего времени за большинство этих нарушений не наказывали. Сегодня за них предусмотрена ответственность по ст. 15.22 КоАП РФ.
Существует два варианта защиты от возможных нарушений и возникновения негативных последствий: привлечение в штат квалифицированного специалиста, прошедшего специальное обучение и обеспечивающего ведение реестра акционеров в соответствии со всеми требованиями законодательства, либо передача системы ведения реестра независимому регистратору. Это снимает возможность привлечения общества к административной ответственности. С момента передачи реестра именно регистратор будет являться субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.22 КоАП РФ. Помимо этого передача реестра менее затратный вариант, поскольку размер оплаты труда квалифицированного специалиста в несколько раз превышает стоимость услуг регистратора.