Правительство РФ продолжает утверждать технические регламенты. Настала очередь регламента о безопасности средств индивидуальной защиты. Его введение затронет не только производителей и продавцов средств индивидуальной защиты, но и пользователей этой продукции.
Технический регламент о безопасности средств индивидуальной защиты (далее — Техрегламент) утвержден постановлением Правительства РФ от 24.12.2009 № 1213. Он устанавливает минимально необходимые требования, которые должны соблюдать производители средств индивидуальной защиты при их изготовлении, а также требования к их маркировке и документации. Документ охватывает практически все виды такой продукции. Исключение составляют спецсредства, используемые пожарной охраной, МЧС России, в военных и медицинских целях, в авиационной и космической технике и на подводных работах. В перечень включены средства индивидуальной защиты от механических, химических, радиационных факторов, высоких или низких температур, теплового воздействия, поражений электрическим током, специальная сигнальная одежда повышенной видимости, комплексные средства индивидуальной защиты и дерматологические средства защиты.
Классификация
Производители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранного изготовителя указанных видов продукции, будут обязаны получить подтверждение их соответствия требованиям Техрегламента. В зависимости от степени риска причинения вреда пользователю средства индивидуальной защиты будут подразделяться на два класса. В отношении средств индивидуальной защиты простой конструкции, применяемых в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю (первый класс), производителям и продавцам достаточно будет получить декларацию соответствия (срок действия — три года). Такое декларирование проводится органом по сертификации на основании собственных доказательств заявителя и доказательств, полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории.
Со средствами, относящимися ко второму классу (средства сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя), все гораздо сложнее. Такие изделия должны пройти обязательную сертификацию в органах по сертификации, аккредитованных в порядке, установленном Правительством РФ. Сертификация проводится на основании результатов испытаний образцов средств индивидуальной защиты в аккредитованной испытательной лаборатории. На какой срок выдается такой сертификат, в постановлении не сказано.
Контролировать соблюдение правил регламента будут органы санэпиднадзора.
Беспокоиться по поводу принятия Техрегламента производителям и продавцам пока рано. Эти правила будут распространяться на средства, выпускаемые в обращение на территории России со дня вступления Техрегламента в силу. Это произойдет лишь через год. В отношении продукции, выпущенной в обращение до этого момента, действуют старые правила. Что касается импортной продукции, которую продавцы и представители успеют ввести до вступления в силу Техрегламента, ее реализация будет разрешена лишь в течение года его действия.
На заметку работодателям
Есть еще один аспект введения Техрегламента, который затрагивает большинство работодателей — организаций и индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что правила охраны труда, установленные ст. 212 Трудового кодекса РФ, обязывают работодателей использовать в работе только прошедшие обязательную сертификацию или декларирование средства индивидуальной и коллективной защиты работников. До вступления в силу Техрегламента это правило не действует. С момента вступления документа в силу все средства индивидуальной защиты, используемые работодателями, должны соответствовать ему.
Скорее всего работодатели попрежнему смогут использовать ранее купленные средства, но в случае проверки трудовой инспекцией придется подтвердить, что они были выпущены до вступления в силу Техрегламента. Иначе государственные инспекторы труда могут запретить использование средств, не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, и составить протокол об административном правонарушении (ст. 357 ТК РФ).
Согласно ст. 5.27 КоАП РФ такое нарушение влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для организаций предусмотрен штраф от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.