Процедура банкротства физических лиц, предлагаемая в проекте федерального закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника», вряд ли будет пользоваться чрезмерной популярностью. Как ни странно, она слишком затратна и для должника, и для кредитора. Но ее несомненная польза в том, что она позволит гражданам, оказавшимся в тяжелом положении, добиться от банков реструктуризации долгов.
Защита для должника
22 марта на круглом столе, организованном Комитетом Госдумы по собственности, обсуждался законопроект, который до сих пор предпочитают именовать «О банкротстве физических лиц», несмотря на то что слово «банкротство» стыдливо вымарано из его названия. По поручению премьер-министра Владимира Путина до июля этого года правительство должно внести законопроект в Государственную думу.
Сейчас вопросы банкротства гражданина регулируются ст. 25 «Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя» ГК РФ и Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Фактически институт банкротства физических лиц в стране не действует. Единственная возможность взыскать долги с неплатежеспособного заемщика-гражданина — начать исполнительное производство. Причем обратить взыскание на имущество должника с помощью судебных приставов успевает, как правило, только первый кредитор, обратившийся в суд. Подобное положение дел заставляет кредитные организации закладывать в процентные ставки риски дефолта заемщиков-граждан и развивать полукриминальные методы взыскания долгов, а граждан, рискующих остаться после действий судебных исполнителей с минимумом имущества, отвращает от экономически активного поведения.
Разработчики закона утверждают, что при формулировании его статей исходили из создания не карательного, а защитного механизма в отношении должника. В результате процедуры банкротства должны быть удовлетворены все кредиторы и сам должник, который в ходе одного процесса сможет освободиться от долгов, предоставив для расчета с кредиторами свое имущество, и начать жизнь с чистого листа (правовая доктрина fresh start). После начала работы института банкротства неформальные способы выбивания долгов станут не нужны. Для банков будет выгоднее не забирать у должника последнее и списывать кредит на убытки, а помочь ему сохранить имущественный и социальный статус с реструктуризацией выплат по кредиту.
В рамках закона наравне с гражданином регулируется процедура банкротства индивидуального предпринимателя. Это вызывает возражения со стороны банковского сообщества, поскольку средний размер кредита индивидуальному предпринимателю достигает миллиона рублей, что значительно выше размера потребительских кредитов, выдаваемых физическим лицам. К тому же деятельность индивидуального предпринимателя направлена на извлечение прибыли, а значит, он должен принимать на себя большие риски.
На это разработчики закона возражают, что природа банкротства физлиц и индивидуальных предпринимателей одинакова: и те и другие отвечают по долгам только своим имуществом, и иного рода ответственности для них не придумать. Наоборот, большую ответственность должны проявить банки, более внимательно выдавая кредиты без обеспечения индивидуальным предпринимателям.
Быть несостоятельным
Законопроект предоставляет и должнику, и кредитору возможность подать в арбитражный суд заявление о признании гражданина несостоятельным (банкротом). Кредиторы могут инициировать процедуру банкротства, если общая задолженность гражданина превысит 50 000 руб. Гражданин начинает процедуру банкротства в отношении себя, не дожидаясь накопления долгов — только лишь предвидя возможность несостоятельности.
Факт неплатежеспособности должника, то есть его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, устанавливается судом. После этого суд вводит в отношении должника-гражданина конкурсное производство на шесть месяцев. В этот период действует мораторий на предъявление требований к должнику, а он получает время для изыскания наиболее приемлемых вариантов расчетов с кредиторами. В период действия моратория с большинством кредиторов необходимо согласовать план реструктуризации долгов. После его утверждения суд вводит новую процедуру — реструктуризацию долгов. За период реструктуризации, который может длиться до пяти лет, должнику предстоит выполнить все обязательства перед кредиторами, зафиксированные в плане. Иначе имущество должника, вошедшее в конкурсную массу, будет распределено между кредиторами пропорционально их требованиям.
Заметим, что банковское сообщество не согласно со столь длительным сроком реструктуризации, а также с тем, что гражданин может получить отсрочку по началу конкурсного производства. По мнению банкиров, гражданину достаточно и шести месяцев, чтобы завершить процедуру реструктуризации. А им столь долгий срок ожидания возврата долгов невыгоден.
В то же время непонятно, как в пятилетний срок вписывается реструктуризация кредитов, выданных на более долгий период. Если за пять лет надо урегулировать долги, рассчитанные на 10—20 лет, можно ли считать, что положение должника улучшилось?
Воспользоваться процедурой реструктуризации смогут граждане, которые докажут, что:
— имеют постоянный доход;
— не совершали уголовные преступления в сфере экономики;
— не привлекались в течение трех последних лет к административной ответственности за хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, преднамеренное или фиктивное банкротство;
— не признавались банкротами в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов.
Законопроектом предусматривается закрытый перечень оснований для отказа в утверждении плана реструктуризации долгов арбитражным судом и отмены уже утвержденного плана.
План реструктуризации долгов гражданина содержит положения о порядке, сроках и размере выплат, направляемых на удовлетворение требований всех кредиторов, и согласовывается с большинством кредиторов. Согласованный план реструктуризации долгов утверждает арбитражный суд. Он может утвердить такой план и при отсутствии согласия кредиторов, если в результате будут удовлетворены все требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества, а кредиторы третьей очереди получат средства в размере, равном или большем, чем они могли бы получить при немедленной реализации имущества должника и распределении его доходов.
В рамках процедуры банкротства физических лиц, как и в случае с юридическими лицами, появляется фигура посредника, который помогает договориться должнику и кредиторам. Это арбитражный управляющий. Он должен собрать информацию об имуществе должника, чтобы сформировать конкурсную массу, организовать работу собрания кредиторов, помочь должнику составить план реструктуризации. Управляющий распоряжается имуществом, вошедшим в конкурсную массу в целях реализации плана реструктуризации.
Суд утверждает арбитражного управляющего на весь срок реструктуризации или на определенный период. Оплата его труда составляет не менее 10 000 руб. в месяц. Процедуру банкротства можно начать, только если у гражданина есть средства на оплату работы арбитражного управляющего в течение двух месяцев. Таким образом, банкротство выгодно для должника только при наличии действительно серьезных долгов. В противном случае расходы на ее ведение превысят сумму долга.
Эксперты предполагают, что длительность и дороговизна процедуры банкротства, а также то обстоятельство, что законопроект не сокращает перечень имущества, которое не может войти в конкурсную массу, по сравнению с существующим, будет подталкивать граждан и их кредиторов к заключению досудебного мирового соглашения по реструктуризации долгов.
Затраты и доработки
Ведение дел по личным банкротствам увеличит нагрузку на арбитражные суды. И хотя, по словам разработчиков, дела банкротов будут рассматриваться быстро, поскольку существенно снижен объем усмотрений для судей, по расчетам ВАС РФ, необходимо дополнительно привлечь 555(!) новых судей. Кроме того, арбитражные суды располагаются в административных центрах субъектов РФ. И чтобы институтом банкротства смогли воспользоваться граждане, проживающие на окраинах регионов, надо будет организовывать распределенную сеть судебных присутствий. Всего на введение института личного банкротства, по расчетам ВАС РФ, из федерального бюджета необходимо выделить единовременно 700 млн руб. Ежегодные расходы составят 1,6 млрд руб.
Несмотря на двухлетнюю историю законопроекта (впервые представлен в 2008 г.), он пока плохо вписывается в существующую систему законодательства. Так, в гражданском законодательстве не предусмотрен механизм, позволяющий арбитражным управляющим собирать сведения об имуществе должника: информация о банковских вкладах, ценных бумагах защищается законом о банковской тайне. Более-менее доступны сведения о недвижимости гражданин.
Для документа с такой длинной историей законопроект слишком небрежно написан. Пользоваться им будут преимущественно простые граждане, как правило, не имеющие юридического образования и средств на услуги юриста. Но пока даже специалисты с трудом разбираются в юридических конструкциях текста законопроекта. Разработчики, посчитав новый закон частью процессуального законодательства, выстроили его в логике, удобной для судей. Но поскольку законопроект преподносится как благо для добросовестного гражданина, неплохо было бы сделать так, чтобы гражданин смог его прочесть и понять (с текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте www.eg-online.ru).