Таможня порой не обращает внимания на международные договоры, которые дают больше прав участникам ВЭД, чем Таможенный кодекс РФ. Такой случай рассмотрел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 22.01.2010 по делу № А21-4833/2009 и освободил от ответственности перевозчика, который ввез больше груза, чем было указано в документах.
Таможня, оформляя грузовую фуру, взвесила все товары и выяснила, что вес брутто ввезенного товара превышает заявленный в товаросопроводительных документах на 765,4 кг.
Перевозчика привлекли к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 16.1 «Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ» КоАП РФ.
Суд таможню не поддержал, напомнив, что кроме национального законодательства в России применяются и международные договоры.
Так, согласно п. 29 постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оценивая вину перевозчика по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, надо выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. и др.) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность упомянутой статьей КоАП РФ, и какие меры принял перевозчик для их соблюдения.
Согласно ст. 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, заключенной в Женеве 14.11.75 (далее — Конвенция МДП), расхождения между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым дорожного транспортного средства, состава транспортных средств или контейнера не рассматриваются как нарушения Конвенции МДП владельцем книжки МДП, если будет доказано, что эти расхождения не являются результатом ошибок, допущенных преднамеренно или по небрежности при погрузке (отправке) груза или при составлении упомянутого манифеста. Под выражением «ошибки, допущенные по небрежности» следует понимать действия, которые не совершены преднамеренно и с полным знанием обстоятельств, а обусловлены непринятием необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений в каждом конкретном случае (п. 0.39 пояснительных записок к Конвенции МДП).
В пунктах 1 и 2 ст. 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, заключенной в Женеве 19.05.56 (далее — Конвенция КДПГ), сказано, что, принимая груз, перевозчик обязан проверить точность записей в накладной о числе грузовых мест, а также их маркировки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковку. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность соответствующих записей, он вписывает в накладную обоснованные оговорки. То есть приведенными нормами международного права вес товара не отнесен к сведениям, точность которых обязан проверить перевозчик.
В силу п. 3 ст. 8 Конвенции КДПГ отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.
Согласно п. 2 ст. 9 Конвенции КДПГ при отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной.
Водитель в суде объяснил, что присутствовал при загрузке транспортного средства и контролировал количество помещаемого товара (грузовые места). Но определить вес (брутто) принятого к перевозке товара, его точное количество не представилось возможным.
Таможня решила доказать, что перевозчик не мог не заметить перегруза по косвенным признакам. Например, по осадке фуры или по тому, что лишний груз оказывает влияние на тяговую силу двигателя и расход топлива.
Но и эти доводы суд отверг, указав, что расхождение веса, заявленного в товаросопроводительных документах, с фактическим в 765,4 кг не может быть признано значительным для грузовика, загрузка которого превышает 8 т, и влияющим на его осадку, тяговую силу двигателя и расход топлива.