В сегодняшнем выпуске мы затронем такой неоднозначный вопрос как определение категорий, типов и количества акций, выкупа которых вправе требовать акционеры. В данном случае речь идет об определении категории (типов) и количества акций, требование о выкупе которых вправе предъявить акционеры, а не об определении количества фактически выкупаемых у них ценных бумаг. Особо следует остановиться на двух дискуссионных проблемах:
- определение категорий и типов акций, выкупа которых вправе требовать акционер;
- определения количества акций, выкупа которых вправе требовать акционер.
К решению этих проблем наметилось два подхода. Первый условно можно назвать «либеральный», второй – «ограничительный».
Согласно одной точке зрения, если у акционера возникло право требовать выкупа, то он вправе требовать выкупа акций всех категорий и типов, которыми владеет в момент предъявления требования. Согласно другой позиции, он вправе требовать выкупа акций только тех категорий (типов), которые предоставляли право голоса по вопросу, голосование по которому породило данное право[1].
Итак, суть первого подхода: если у акционера возникло право требовать выкупа принадлежащих ему акций, он вправе требовать выкупа того их количества, которым он владел на дату предъявления требования. Согласно второму подходу акционер вправе требовать выкупа только того количества акций, которым он владел на дату, на которую по данным реестра составляется список акционеров, имеющих право требовать выкупа акций.
Напомню смысл конструкции выкупа акций по требованию их владельцев. Это способ защиты интересов акционеров, основанный на возврате им инвестиций в условиях, когда они не поддерживают решения общего собрания, существенно меняющие их статус в обществе и (или) статус самого общества. По логике данной конструкции, направленной на защиту прав и законных интересов тех акционеров, которые негативно оценивают последствия принятых общим собранием решений, эти лица могут покинуть компанию, предъявив требование о возврате всех своих инвестиций в течение установленного законодательством срока.
Механизм реализации института выкупа акций призван обеспечить не только интересы акционеров, изъявивших желание вернуть все или часть своих инвестиций, но и остальных акционеров, самого общества и его кредиторов. Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) ограничивает сумму денежных средств, которые могут быть направлены обществом на возврат инвестиций. Эта сумма не может превышать 10 процентов чистых активов общества на момент принятия решений, указанных в Законе. Однако Закон об АО не содержит ограничений, согласно которым инвестор, имеющий право требовать выкупа принадлежащих ему акций, вправе предъявлять требование о возврате только части своих инвестиций.
Сторонники «ограничительного» подхода, по существу, предполагают дополнительные ограничения в процедуре компенсационного возврата инвестиций. По их мнению, акционеры вправе требовать возврата не всех инвестиций, а только их определенной части:
- во-первых, инвестиций только в ценные бумаги определенной категории и типа[2];
- во-вторых, не тех инвестиций, которыми акционеры обладают в течение срока действия права требования, а тех, которыми они владели до возникновения этого права (то есть на дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров).
По мнению сторонников «ограничения», если акционер стал владельцем дополнительного количества акций после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, то в случае принятия собранием негативных, по его мнению, решений он не вправе требовать выкупа этих ценных бумаг.
На наш взгляд, такая позиция не соответствует ни букве, ни духу Акционерного закона.Он ограничивает не инвесторов в праве требовать возврата своих инвестиций, а общество — в разумном удовлетворении этих требований.
Закон содержит ограничение на определение максимальной суммы, подлежащей возврату инвесторам — она не может превышать 10 % чистых активов общества на момент принятия решений, указанных в Законе. Однако Закон не содержит ограничений, согласно которым инвестор, имеющий право требовать выкупа принадлежащих ему акций, вправе предъявлять требование о возврате только части своих инвестиций. Введение такого рода ограничений существенно снижает действенность института компенсационного возврата инвестиций.
Мы полагаем, что право требовать выкупа акций возникает у акционера, который был владельцем хотя бы одной голосующей акции на дату, определенную советом директоров для составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании. Впоследствии акционер вправе требовать выкупа всех или части акций любых категорий и типов, которые принадлежат ему на момент предъявления соответствующего требования.
После публикации цены выкупа акций вряд ли будут происходить сделки по их скупке для цели предъявления требования о выкупе этих ценных бумаг (неразумно продавать их ниже цены предстоящего выкупа или приобретать выше цены выкупа для предъявления требования). Видимо, речь идет о последствиях сделок или иных юридических фактах, дата исполнения которых определена заранее и попадает в период после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании, или после даты проведения общего собрания. Например, акционер получил дополнительное количество акций в результате наследования или правопреемства (завершена реорганизация общества), вступило в силу решение суда об истребовании акций (виндикация) или суд применил последствия недействительности сделки по отчуждению ценных бумаг (реституция), ценные бумаги получены в качестве отступного и так далее.
Переуступка акций по указанным основаниям не увеличивает заранее определенную максимально допустимую сумму возврата инвестиций со стороны общества. Однако «ограничительный» подход лишает некоторых акционеров защиты их экономических интересов в отношении определенной части законно приобретенных ими ценных бумаг. Вряд ли такую позицию можно признать соответствующей защитной природе института выкупа акций по требованию их владельцев. Многие российские компании применяют «ограничительный» подход исключительно под влиянием регистраторов, реализующих значительную часть процедуры выкупа акций, которым проще работать с фиксированным списком лиц, имеющим право на участие в общем собрании, чем сравнивать требования акционеров с меняющимся реестром.
При отчуждении акций лицом, включенным в список акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, наступают следующие правовые последствия. Экс-владелец теряет право требовать выкупа обществом принадлежащих ему акций. Он перестал быть участником общества, соответственно снимается вопрос о защите его интересов как акционера. Если приобретатель ценных бумаг включен в список акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, то он вправе требовать выкупа всего количества акций, которыми он владеет на момент предъявления требования. Если же он не был включен в данный список, то не вправе требовать выкупа принадлежащих ему ценных бумаг.
Если акционер приобрел голосующие акции после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, то по предусмотренным Законом об АО процедурам он может принять участие в собрании. Однако он не вправе предъявить требование о выкупе принадлежащих ему акций, независимо от того, голосовал он «против» или вообще не участвовал в голосовании.
Рассмотрим нестандартную ситуацию. Акционер на дату составления списка лиц, имеющих право требовать выкупа акций, владел обыкновенными и привилегированными акциями. Привилегированные акции являются неголосующими. До даты собрания акционер переуступил все голосующие акции и в собрании не участвовал. Имеет ли он право требовать выкупа привилегированных акций? Ответ: да, имеет.
Последствия направления требования
На практике имели место ситуации, когда акционер, заявляя требование о выкупе, до момента перечисления акций с его счета на счет эмитента распоряжался ими иным образом. Иногда, получив от общества денежные средства за выкупаемые акции, он переуступал ценные бумаги другому лицу.
В целях исключения подобных ситуаций Закон об АО пополнился следующей нормой. С момента получения обществом требования акционера о выкупе принадлежащих ему акций до момента внесения в реестр записи о переходе права собственности на выкупаемые акции к обществу или до момента отзыва акционером требования о выкупе акционер не вправе совершать сделки с третьими лицами, связанные с отчуждением или обременением этих ценных бумаг, о чем в реестр акционеров вносится соответствующая запись (п. 3 ст.75 Закона об АО).
При получении требования эмитент должен внести соответствующую запись в реестр акционеров (при условии, что он является держателем реестра) или поручить это регистратору, приложив к поручению оригинал или копию требования, скрепленную печатью общества и подписанную уполномоченным лицом.
Происходит временное, частичное ограничение оборота ценных бумаг.
Порядок внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарного учета в случаях выкупа акций обществом по требованию акционеров в настоящее время определяется «Положением о порядке внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитраного учета в случаях выкупа акций акционерным обществом по требованию акционеров»[3]. Действие Положения также распространяется на эмитентов ценных бумаг, ведущих реестр самостоятельно.
Несмотря на то, что Закон об АО не употребляет такого термина, фактически речь идет о блокировании акций, предложенных к выкупу, что подтверждает Положение о порядке внесения изменений в реестр. В соответствии с п.7.5. Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг[4] блокирование операций по лицевому счету зарегистрированного лица — это операция, исполняемая регистратором и предназначенная для предотвращения передачи ценных бумаг.
Блокирование и прекращение блокирования операций по лицевому счету производятся на основании:
- распоряжения зарегистрированного лица,
- определения или решению суда,
- постановления следователя,
- свидетельства о смерти зарегистрированного лица, а также иных документов, выданных уполномоченными органами.
При блокировании операций по лицевому счету (равно как и при прекращении блокирования) регистратор должен внести на лицевой счет зарегистрированного лица следующую информацию:
- количество ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете, в отношении которого произведено блокирование;
- вид, категория (тип), государственный регистрационный номер выпуска;
- основание блокирования (или его прекращения).
При блокировании операций реестродержатель должен потребовать представления надлежаще оформленного распоряжения зарегистрированного лица, а также документа, удостоверяющего его личность. Для целей исполнения Закона об АО требование о выкупе приравнивается к распоряжению акционера о блокировании его счета. Очевидно, в том числе поэтому Закон ввел требование об удостоверении подписи акционера на требовании о выкупе.
Получив требование о выкупе акций, общество обязано передать его оригинал или копию, скрепленную печатью и подписанную уполномоченным лицом, регистратору. Исключением являются случаи, когда к требованию прилагается выписка со счета депо акционера с указанием общего количества учитываемых ценных бумаг и количества акций, подлежащих выкупу, в отношении которых осуществлено блокирование операций.
Если требование подписано уполномоченным представителем акционера, общество обязано передать регистратору оригинал или копию доверенности, скрепленную печатью общества и подписанную уполномоченным лицом (за исключением случаев подписания требования должностным лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности).
Если держателем реестра получено требование о выкупе и передаточное распоряжение от зарегистрированного лица, операции осуществляются в порядке очередности поступления указанных документов.
Внесение в реестр записей о блокировании операций в отношении акций, подлежащих выкупу, должно быть осуществлено в течение одного рабочего дня с момента представления необходимых документов держателю реестра.
Регистратор осуществляет сверку данных, указанных в требовании, с данными в анкете зарегистрированного лица. Если они совпали, в реестр вносится запись о блокировании операций по лицевому счету в отношении акций, подлежащих выкупу.
Регистратор обязан уведомить общество или акционера, направивших требования, об отказе во внесении в реестр записи о блокировании операций в отношении акций, подлежащих выкупу, в случаях, предусмотренных законодательством. Данное уведомление должно содержать причины отказа и действия, которые необходимо предпринять для устранения причин, препятствующих блокированию.
Запись о блокировании не вносится, если требование подано лицом, не являющимся зарегистрированным лицом в реестре, и (или) указанные акции учитываются на счете депо в депозитарии.
Держатель реестра обязан отказать во внесении в реестр записи о блокировании операций в отношении акций, подлежащих выкупу в случаях, когда:
- данные, указанные в требовании, не соответствуют анкете зарегистрированного лица;
- держателю реестра поступило требование от акционера, не зарегистрированного в реестре;
- в требовании указано большее количество акций, подлежащих выкупу, чем находится на лицевом счете зарегистрированного лица;
- акции, подлежащие выкупу, обременены обязательствами;
- уполномоченным представителем акционера — физического/юридического лица, подписавшим требование, не предоставлена доверенность (кроме случаев подписания требования должностным лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности);
- лицо, подавшее требование, не является акционером общества (п.2.3.4. Положения о порядке внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг).
Приведенный перечень оснований является закрытым (исчерпывающим) и не может быть расширен внутренними документами эмитента и тем более, внутренними документами профессионального участника рынка ценных бумаг (регистратора).
Такой порок требования о выкупе как несоответствие дополнительным требованиям, установленным «Положением о порядке внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарного учета в случаях выкупа акций акционерным обществом по требованию акционеров», не является основанием для отказа во внесении в реестр записи о блокировании операций в отношении акций, подлежащих выкупу.
Высказаны обоснованные замечания по поводу некоторых положений данного нормативного акта. Например: «Лицо, ведущее реестр, отказывает в блокировании, если требование подано лицом, не являющимся акционеров. Ранее то же Положение в качестве основания отказа указывало на подачу заявления лицом, которое не является зарегистрированным лицом в реестре. Наличие прав акционера в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг подтверждается именно записью в реестре. Отсутствие записей в реестре лишает лицо возможности требовать выкупа (независимо от того, что явилось причиной отсутствия такой записи – ведение учета депозитарием либо отсутствие прав акционера). Дополнительное указание на отсутствие прав акционера способно внести затруднения в практику работы лиц, ведущих реестр, если оно будет понято как полномочие на определение в спорных случаях, является ли лицо акционером или нет.
В отношении отказа в блокировании акций, обремененных обязательствами, следует указать, что отказ в их блокировании для целей выкупа далеко не всегда обеспечивает защиту прав лиц, в пользу которых наложено обременение. Невозможность осуществления права выкупа может отрицательно сказаться на их интересах. Поэтому целесообразно было бы предусмотреть, что такое блокирование осуществляется при наличии согласия лиц, в интересах которых ранее было наложено обременение (к примеру, залоговое).
Возникает также вопрос, может ли акционер заявить требование о выкупе акций, уже находящихся под арестом к моменту возникновения у него права требовать выкупа?
Поскольку требование о выкупе является актом распоряжения со стороны акционера, следует признать, что его права арестом будет временно ограничены. Учитывая, что для лиц, по требованию которых наложен арест предъявление их должником требования о выкупе может являться более выгодным, чем реализация его акций, целесообразно исходить из того, что в случае ареста акций требование об их выкупе может быть заявлено им с согласия лиц, по требованию которых на его имущество был наложен арест. В соответствии с 7.3 Положения о ведении реестра передача ценных бумаг, обремененных обязательствами, осуществляется с письменного согласия лица, в интересах которого было осуществлено такое обременение. Использование этого подхода требует изменения существующей в настоящее время судебной практике, а также в Положения о порядке внесения изменений в реестр владельцев.
Установленный Законом запрет формально не является препятствием для обращения взыскания в установленном процессуальном законодательством порядке на предложенные к выкупу акции по требованиям третьих лиц, поскольку в данном случае распоряжение самим акционером не осуществляется. В связи с этим не усматривается препятствий для ареста и реализации в порядке исполнительного производства акций, заблокированных для целей выкупа. Как представляется, последствия такого ареста должны определяться применительно к факту отзыва требования акционером.
Вместе с тем могут возникнуть и более сложные ситуации. Например, в случае, когда арест был снят до истечения срока, установленного Законом для утверждения отчета об итогах представления акционерами о выкупе принадлежащих им акций, нет оснований исключать требование акционера о выкупе. Следует признать, что в рассмотренной ситуации общество не освобождается от обязанности выкупить акции»[5].
[1] «Очевидно, что акционеры – владельцы голосующих акций имеют право требовать выкупа обществом только тех акций, которые имели право голоса по тому вопросу повестки дня общего собрания акционеров, с принятием решения по которому связано возникновение у акционера этого права». Маковская А.А. Новоселова Л.А. Выкуп акционерным обществом своих акций. М.: Центр деловой информации «ЭЖ». 2007.
[2] Следует обратить внимание, что в Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ указано: «С исками об обязании общества выкупить акции могут обращаться владельцы обыкновенных акций, а также владельцы привилегированных акций» (п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. № 19).
[3] Положение о порядке внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарного учета в случаях выкупа акций акционерным обществом по требованию акционеров, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 5 апреля 2007 г. № 07-39/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 24.
[4] Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. № 27 (в ред. Постановлений ФКЦБ от 31.12.97 № 45, от 12.01.98 № 1, от 20.04.98 № 8) // Вестник ФКЦБ, 22.04.98
[5] Маковская А.А. Новоселова Л.А. Выкуп акционерным обществом своих акций. М.: Центр деловой информации еженедельника «Экономика и жизнь». 2007.