Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ) обязывает все организации и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг использовать контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр.
Закон о ККТ оставляет открытым вопрос о том, должны ли применять ККТ и выдавать кассовые чеки те хозяйствующие субъекты, которые получают предоплату за свои товары и услуги. Однако теперь свою позицию по этой проблеме высказал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 21.03.2006 № 13854/05 по спору между туристическим агентством и налоговой инспекцией.
Приходный ордер вместо чека
Инспекция ФНС, проводившая проверку московского туристического агентства, установила, что оно получало от своих клиентов наличные деньги в качестве предоплаты тура. Клиентам сотрудники агентства в подтверждение предоплаты выдавали не кассовый чек, а приходный кассовый ордер.
Работники налоговой инспекции решили, что фирма тем самым совершает правонарушение, предусмотренное ст. 14.5 КоАП РФ. По этой статье продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организациями и индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях ККТ влечет наложение административного взыскания. Гражданам за это правонарушение грозит штраф в размере от 15 до 20 МРОТ, должностным лицам — от 30 до 40 МРОТ, юридическим лицам — от 300 до 400 МРОТ.
Инспекторы составили по данному факту акт и протокол об административном правонарушении. А затем вынесли постановление о привлечении турагентства к административной ответственности.
Не согласившись с этим, налогоплательщик потребовал в арбитражном суде признать незаконным и отменить постановление налоговой инспекции.
Суды на стороне налогоплательщика
Арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование. Вынося решение в пользу налогоплательщика, он указал, что туристическая путевка, за которую вносились денежные средства, не была выдана обществом покупателю, поэтому получение денежных средств в качестве предоплаты не влекло за собой применения контрольно-кассовой техники и в действиях турагентства состав административного правонарушения отсутствовал.
Апелляционная инстанция, а также Федеральный арбитражный суд Московского округа оставили это решение без изменения.
У судей ВАС другое мнение
Но позиция Президиума ВАС РФ, рассмотревшего это дело в порядке надзора по заявлению налоговиков, оказалась полностью противоположной.
Надзорная инстанция вынесла постановление, не утешительное для тех коммерсантов, которые практикуют в своей деятельности получение от граждан наличных денег в качестве предоплаты.
Судьи ВАС РФ сослались на ст.-5 Закона о ККТ, на основании которой организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать своим клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовые чеки непосредственно в момент оплаты. Закон о ККТ не освобождает коммерсантов от применения кассовых аппаратов при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товаров, работ и услуг до их предоставления клиенту.
Факт получения наличных денег турагентство не оспаривало. Таким образом, при получении предоплаты за продажу пакета услуг, включенных в тур, оно должно было применять кассовый аппарат.
В результате Президиум ВАС РФ решил, что вывод нижестоящих судов об отсутствии состава правонарушения в действиях турагентства является необоснованным. Все ранее вынесенные в пользу налогоплательщика решения были отменены.
Штрафовать можно сразу
Из этих доводов логически следует еще один вывод Президиума ВАС РФ: административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники наступает с момента оплаты товаров, работ, услуг наличными денежными средствами или расчета с использованием платежных карт.Это означает, что штрафовать организацию по ст. 14.5 КоАП РФ можно с того момента, когда кассир, получив от клиента деньги, не выдаст ему чек. Если кассовый чек будет выдан клиенту или покупателю позднее (например, при фактической передаче оплаченного заранее товара или при оказании услуги), это не спасет организацию от наказания.
Так что теперь фирмам и предпринимателям, которые берут со своих покупателей и клиентов полную или частичную предоплату, придется либо отказаться от этой практики, либо выдавать при проведении таких операций кассовые чеки как при “стандартных” расчетах.
Статья 5 Закона о ККТ
Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:
● осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
● применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
● выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.