В мае жители 40—50 российских регионов получат подешевевшие жировки. Допустившие более чем на 25% рост цен на жилищно-коммунальные услуги муниципалитеты исправятся в течение апреля. Там, где обнаружено нарушение закона, будет произведен перерасчет с начала года. Такую информацию распространила правительственная пресс-служба со ссылкой на вице-премьера Дмитрия Козака.
Что сделать, чтобы такие скачки цен на услуги ЖКХ не повторялись? Минрегион предложил притормозить реформу отрасли и внес в правительство законопроект о передаче с муниципального на региональный уровень право устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Это временно смягчит цены, но не решит проблему их неуклонного роста. Как быть? На этот вопрос отвечает зампред Комитета Госдумы по собственности Евгений Богомольный, который недавно избран заместителем председателя Национальной ассоциации саморегулируемых организаций в ЖКХ.
— В составе депутатской комиссии вы побывали в ряде регионов, где проверяли обоснованность повышения тарифов. Что удалось обнаружить?
— В Перми в платежных квитанциях написали, что социальные льготы отменены. На самом деле льготы просто монетизированы и направляются на пенсионные счета граждан, а не коммунальщикам, как раньше. В результате граждане увидели вдвое выросшие в цене жировки с бюрократической припиской. Головотяпство чиновников едва не заставило людей выйти на улицы. К счастью, есть и другие примеры. Мой отец, участник Великой Отечественной войны, живет в Удмуртии. В его квитанции написали, что причитающаяся льгота переводится на пенсионную книжку. Ощущаете разницу?
— Не везде причина только в этом...
— Согласен. Вы справедливо пишете1, что в некоторых регионах реальный рост в несколько раз превысил устанавливаемые Федеральной службой по тарифам предельные индексы (20%) изменения размеров платы за коммунальные услуги и жилое помещение.
— Но ведь средние значения по области подразумевают отклонения от них в регионах...
— Да, в одних муниципальных образованиях отклонение может быть больше, в других — меньше. Так, в 34 муниципалитетах Свердловской области рост не превысил 30%, в 23 составил 50%, в 16 — и того больше. А в поселке Изумруд плата за теплоснабжение снизилась в 2,8 раза, в Михайловске — в 4 раза.
В Алапаевске и Первоуральске Свердловской области сумели оптимизировать схемы теплоснабжения населенных пунктов, а в небольшом по сравнению с ними Верхотурье на трубах теплотрассы хозяйничают шесть организаций.
— Означает ли это, что введение частного управления в отрасли привело к дроблению коммунальных организаций, в ЖКХ устремился не самый честный бизнес? Как остановить процесс?
— Надо создавать саморегулируемые организации управляющих компаний, то есть вводить ответственность компаний перед клиентами. Сегодня частный бизнес управляет более чем 47 000 многоквартирных домов в 19 субъектах Федерации. Всего функционирует более 600 управляющих компаний. Часть из них объединилась в СРО. Всего такие объединения формируются в 57 регионах. В феврале создана и зарегистрирована в Минюсте Национальная ассоциация СРО в ЖКХ.
— И что?
— Ассоциация сформирует единые стандарты управления объектами недвижимости.
— И избавится от мошенников?
— Они сами уйдут с рынка, а недобросовестных игроков это заставит сделать СРО. Есть множество средств. Наиболее действенный — материальная ответственность СРО за безобразия отдельного индивидуума из общего компенсационного фонда. Скажем, набедокурил некто — СРО возмещает гражданам потери и выгоняет шельмеца из своих рядов, о чем извещает население.
— Сегодня управляющую компанию может создать любой человек, имеющий 10 000 руб. в кармане…
— И зарегистрировать ООО, собрать жильцов и сказать: «Заключайте со мной договор, я расчудесно буду управлять. Будет тепло, светло, чисто и уютно!» А многоэтажный дом — это несколько миллионов рублей в месяц платы за все услуги. За эксплуатацию лифтов (обслуживание лифтов — лицензируемый вид деятельности), газового хозяйства, за исправное состояние задвижек и труб, наконец. Затратив однажды 10 000 руб., находчивый гражданин получит право каждый месяц собирать с жильцов миллионы рублей. Их можно направить на оплату услуг, а можно положить в собственный карман, ведь управляющая компания отчитывается перед собственниками жилья раз в год.
До кризиса 92—95% населения добросовестно платили за коммунальные услуги. Сейчас цифра снизилась, но все равно находится на уровне 90%. А вот долги перед ресурсоснабжающими организациями растут. Поэтому мы говорим: сегодня очень сложно понять, что вообще происходит на рынке. Упорядочить все могут только СРО, поскольку круговая порука заставит избрать честный образ жизни.
— Есть примеры?
— С началом деятельности в Удмуртской Республике первой в России саморегулируемой организации в управлении многоквартирными домами председатель правительства Александр Волков признался: «Вы знаете, мы получили такой результат, который не очень-то и ожидали». Теперь все должны понять, что избавиться от шельмецов можно только создавая СРО.
Примечание. Понятия «тариф за коммунальные услуги (ресурсы)», оказываемые (поставляемые) организациями коммунального комплекса потребителям, и «платеж за коммунальные услуги», предъявляемый гражданам исполнителем коммунальных услуг, нетождественны.
Источник: ФСТ России