Рост числа муниципальных образований привел к значительной дифференциации налогового потенциала местных бюджетов. Чтобы гарантировать гражданам равный доступ к муниципальным услугам, предоставляемым за счет средств местных бюджетов, потребовалось выработать иной межбюджетный механизм регулирования по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Региональным законом о бюджетном процессе принят поэтапный ввод единых нормативов отчислений в муниципальные бюджеты от федеральных и региональных налогов, зачисляемых в краевой бюджет.
Во-первых, единые нормативы отчислений от налогов и сборов дали органам местного самоуправления стимулы для проведения рациональной налоговой и бюджетной политики. Во-вторых, возросла их заинтересованность в наращивании налогооблагаемой базы. В-третьих, повышается эффективность бюджетных расходов и сокращаются встречные финансовые потоки.
Есть и обратная сторона медали. Из-за неравнозначности налоговой базы территорий возник риск дальнейшего роста различий в бюджетной обеспеченности муниципальных образований и нежелательного отвлечения средств из краевого бюджета. Поэтому нормативы налоговых отчислений закрепляются поэтапно.
Еще одним инструментом межбюджетного регулирования стали дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Дотации предоставляются из регионального фонда финансовой поддержки поселений (РФФПП). При их распределении учитываются структура расходов и факторы, влияющие на стоимость бюджетных услуг по каждой отрасли. Например, численность жителей или протяженность дорог в населенных пунктах. Вначале мы исходили только из численности. Но возобладал иждивенческий настрой. Если в 2006 г. получателей было 362, то в 2007 г. — 378. С 2008 г. финансовую помощь получают лишь те поселения, которым она действительно нужна на неотложные расходы в интересах населения. В результате дотации получают 100 поселений, но объем получаемых ими средств увеличился на 50 млн руб. В 2009 г. объем дотаций для поселений в бюджетах муниципальных районов составил 621 млн руб. Это в два раза больше, чем в 2006 г.
Оптимизация межбюджетных отношений позволила нарастить собственные доходы поселений. Их общая сумма (вместе с межбюджетными трансфертами) в 2009 г. превысила уровень 2006 г. в 2,9 раза.