Статью 367 ГК РФ хотят дополнить нормами о последствиях обязательства, возникшего из поручительства при ликвидации или смерти заемщика.
Согласно поправкам поручительство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), а также смертью должника, если поручитель не дал кредитору согласие отвечать за исполнение обязательств наследников должника.
Необходимость изменения законодательства в части уточнения судьбы обязательства возникла в связи с противоречивой судебной практикой. Дело в том, что по своей правовой природе поручительство относится к такой категории обязательств, при которых личность должника имеет для поручителя существенное значение. Поэтому рассуждать вообще об ответственности поручителя в случае смерти должника либо ликвидации должника нелогично и поручительство должно прекращаться.
Вместе с тем в судебной практике есть примеры возложения ответственности на поручителя в случае ликвидации или смерти должника. Судьи рассуждают так: поручители остаются обязанными до тех пор, пока основное обязательство не исполнено полностью. Эта точка зрения противоречит нормам действующего законодательства, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 367 ГК РФ поручительство прекращается с прекращением обеспечиваемого им обязательства с момента прекращения такого (основного) обязательства (ст. 419 ГК РФ).
Поручитель не является солидарным должником, поскольку у него нет самостоятельных обязательств перед кредитором. Поручитель обязан отвечать перед кредитором другого лица только за исполнение должником его обязательства полностью или в части. Иными словами, поручитель несет ответственность лишь перед кредитором по основному обеспечиваемому обязательству (ст. 363 ГК РФ). Поручитель не является лицом, непосредственно нарушившим право кредитора.
Таким образом, поручители не принимают на себя обязанность исполнять обязательства основного должника, а несут ответственность за нарушение последним своих обязательств. Понятно, что ответственность не может существовать отдельно от основного обеспечиваемого обязательства.
Момент прекращения обязательств (ответственности) поручителя определен пресекательным сроком — с момента прекращения основного обеспечиваемого обязательства, который определяется календарной датой наступления определенного события. Таким событием считается ликвидация юридического лица или смерть физлица.