В связи с финансовым кризисом рынок бизнес-образования в 2009 г. изменился. С одной стороны, по сравнению с 2008 г. сократилось число поступивших в бизнес-школы и произошла реструктуризация спроса. С другой — бизнес-школы предприняли меры, направленные на привлечение целевой аудитории.
Мировые тенденции
По данным ассоциации бизнес-школ Graduate Management Admission Council (GMAC), спрос на бизнес-образование на мировом рынке характеризовался тенденцией к увеличению. При этом относительно 2008 г.:
-
существенно возросла востребованность одногодичных программ full-time MBA и программ flexible MBA (21 и 14% соответственно);
-
спрос на программы part-time MBA увеличился незначительно (7%);
-
востребованность двухгодичных программ full-time MBA оставалась стабильной;
-
спрос на программы Executive MBA существенно сократился — на 25 процентных пунктов.
Ни снижение уровня доходов населения в период кризиса, ни просчеты экономистов, обучавшихся в свое время по программам МВА, повлиявшие на формирование кризисной ситуации, не оказали негативного влияния на востребованность программ МВА. Произошло перераспределение спроса на них по географическому критерию. Если темпы роста востребованности программ в бизнес-школах США снизились, то в других странах они выросли.
Количество абитуриентов программ МВА в США в 2008/2009 учебном году увеличилось на 3,1%, а в других странах — на 11,8%. Сейчас США по-прежнему занимают лидирующую позицию в мире.
По информации компании Business Strategy, в прошлом году 3% иностранных студентов, принятых в бизнес-школы США, отказались начинать обучение. Большинство таких студентов — граждане Индии и Южной Кореи.
Поскольку были существенно сокращены программы кредитования студентов зарубежных стран, крупные бизнес-школы разработали собственные программы кредитования.
В частности, программа Duke University’s Fuqua Graduate School of Business обладает уникальными особенностями: она не требует наличия поручителя в США, кредитная ставка более низкая по сравнению с банковской, студенты могут получить кредит на полную стоимость программы обучения, а кредитный период составляет до 12 лет.
Изменилась мотивация слушателей к получению бизнес-образования — от приоритета материальной мотивации к приоритету профессионального развития.
Так, по результатам совместного исследования компании Carrington Crisp, Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) и Ассоциации бизнес-школ в 2009 г. большинство слушателей программ МВА ставили своей целью расширение профессиональных знаний и навыков. Прежде (2004—2008 гг.) наиболее значимым мотивирующим фактором было стремление повысить уровень индивидуального потенциального дохода.
В содержании программ МВА не произошло значительных изменений. Тем не менее бизнес-школы стали уделять больше внимания предпринимательству. Дэвид Бах, руководитель образовательных программ Instituto de Empresa (IE) (Испания), подчеркивает важность развития предпринимательского мышления в условиях быстрых изменений, когда возможности для самореализации выпускников, обучавшихся по программам МВА, имеются в развивающихся странах. К таковым эксперт отнес Россию, Бразилию, Китай, Индию и Южную Африку.
Бизнес-образование в Москве и Санкт-Петербурге
В то время как во всем мире востребованность бизнес-образования характеризовалась увеличением спроса, в России из-за кризиса спрос на бизнес-образование снизился.
Согласно данным исследования, проведенного компанией Begin Group, в бизнес-школах Москвы и Санкт-Петербурга средний относительный показатель снижения количества поступивших составил 25,1%, максимальный показатель достигал 60%. Помимо сокращения набора в ряде школ наблюдался уход слушателей, которые начали обучение. Кроме того, в отличие от зарубежных школ программы, требующие перерыва в карьере, в России непопулярны. Возросла востребованность краткосрочных бизнес-программ, а также повысились требования к качеству и фундаментальности бизнес-образования.
Наиболее значительно упал спрос на программы МВА.
Среди специальностей, представленных в рамках программ бизнес-образования бизнес-школ Москвы и Санкт-Петербурга, наиболее популярны были специальности «продажи», «международные отношения и внешнеэкономическая деятельность», «финансовый менеджмент». Снижение спроса на специальности «недвижимость и строительство», «ИТ и телекоммуникации», «банки», «производственная деятельность», «управление персоналом» аналитики связывают с тенденциями динамики кадрового рынка в условиях кризиса.
Изменился контингент поступивших в бизнес-школы. Сократился набор специалистов без руководящих функций, причем число менеджеров среднего и высшего звена, напротив, увеличилось по сравнению с 2008 г. Это аргумент в пользу активизации в период кризиса их потребности в профессиональном развитии и повышении уровня профессиональной квалификации.
Отметим, что число владельцев компаний среди слушателей программ бизнес-образования в большинстве бизнес-школ не изменилось.
Действия бизнес-школ
Российские бизнес-школы, как и мировые, вынуждены сосредоточить внимание на привлечении целевой аудитории. Для этого в 2009 г. были разработаны и введены новые образовательные программы, например «Международный менеджмент», «Оценка бизнеса и управление стоимостью компании», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия» и др.
Наблюдалось повышение востребованности узкоспециализированных программ, например, по управлению персоналом, международному бизнесу и финансам, предпринимательству, управлению здравоохранением, лидерству в организации, развитию организации.
В результате снижения спроса некоторые бизнес-школы отказались от программ МВА в области логистики, управления информационными системами, банковского дела и финансов.
Из-за появления на рынке огромного количества подобных предложений, часто некачественных и недобросовестных, закрылась часть антикризисных программ. Доверие к ним снизилось.
Значительная часть бизнес-школ не вносила изменений в свои программы, поскольку их востребованность и высокая эффективность подтверждены многолетней практикой.
Подавляющее большинство бизнес-школ сохранили цены на программы бизнес-образования на уровне 2008 г. из-за опасения потерять целевую аудиторию в условиях кризиса. В этом году они планируют увеличить цены.
Многие школы предоставили слушателям возможность оплатить программу помодульно или по индивидуальному графику. Незначительная часть бизнес-школ (таковых насчитывается пять) повысила стоимость бизнес-образования.
Уроки кризиса
Аналитики полагают, что кризис позволил сделать ряд выводов. Одними из ключевых предпосылок успешной деятельности бизнес-школ в посткризисный период являются:
- обеспечение адекватного понимания рынка запросов;
- поддержание высокого качества программ и постоянное совершенствование их и методик преподавания;
- развитие индивидуализации программ, что требует высокого уровня подготовки персонала и связано с увеличением затрат;
- поддержание гибкой ценовой политики и тщательность финансового планирования;
- усиление практической ориентированности программ, изучение примеров опыта успешных компаний, сумевших не только устоять, но и развиться во время кризиса.
В посткризисный период существенно возрастет значимость качества образования, а следовательно, требования к программам и преподавателям станут более жесткими. Возрастет запрос на узкоспециализированные практико-ориентированные программы. Бизнес-школам необходимо оценить, какие специалисты будут более востребованы, и своевременно изменить содержание программ.
По мнению экспертов, в текущем году спрос на бизнес-образование существенно не изменится по сравнению с прошлым годом. Рынок займет выжидательную позицию.
Комментарий
Юрий Тазов, директор по маркетингу
ВШМБ АНХ при Правительстве РФ,
президент Российской Лиги МВА
Финансовый кризис по-иному расставил многие акценты в программах российского бизнес-образования. Традиционные большие программы (МВА или ЕМВА) уступают пальму первенства краткосрочным и среднесрочным — повышению квалификации и профессиональной переподготовки.
Причина — падение платежеспособного спроса из-за снижения уровня доходов среднего класса (свыше 70% слушателей программ МВА оплачивают обучение самостоятельно) и сокращения затрат на обучение в компаниях.
Однако все понимают, что учиться все равно надо, поэтому бизнес-школы предлагают отдельные блоки дисциплин или курсы по выбору из своих программ МВА. У такого подхода есть преимущества.
Во-первых, слушатель впервые полностью и самостоятельно определяет содержание учебной программы. При необходимости сделать выбор поможет профессор-куратор. Продолжительность такой программы различна — от 72 часов (2—4 месяца).
Во-вторых, участник программы познакомится с ведущими преподавателями бизнес-школы, преподавателями-практиками с опытом работы в бизнесе и топ-менеджерами российских и иностранных компаний.
В-третьих, участник будет посещать занятия вместе со слушателями программ МВА — менеджерами ведущих компаний. Их практический опыт и знания пригодятся в работе, а важные деловые контакты пополнят записную книжку участника программы.
На выходе программы выпускник не только получит качественные знания по выбранной программе, но и приобретет навыки анализа бизнес-ситуаций и принятия управленческих решений, ознакомится с новейшими тенденциями и технологиями в бизнесе и менеджменте, получит дополнительный толчок в своем личностном и карьерном росте.