В России стартует очередной этап приватизации. Первые торги по продаже государственного имущества должны состояться уже в апреле. До конца года в казну поступит как минимум 18 млрд рублей и еще 11 млрд рублей – в 2011-2012 годах.
Если же в план приватизации попадут активы, выведенные из «стратегического списка» (морские и речные порты, судоходные компании и пароходства, аэропорты, ряд крупных предприятий ВПК, НИИ, объекты транспортной инфраструктуры), к концу года доходы от продаж возрастут до 100 миллиардов рублей. Инвесторы, в том числе иностранные, смогут получить в собственность от 20 до 46 процентов акций.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов выступил с предложением учитывать в плане приватизации на 2011-2012 годы мнение потенциальных инвесторов, для чего предварительно выяснить у них, какие именно государственные активы представляют интерес.
Аналитический центр еженедельника «ЭКОНОМИКА и ЖИЗНЬ» провёл опрос читателей. Действительно ли доход, полученный от нового этапа приватизации, существенно облегчит выполнение бюджетных обязательств? Смогут ли частные собственники приватизированных предприятий повысить их экономическую эффективность и общественную полезность? Выиграют ли частные инвесторы и общество в целом в результате очередного витка приватизации? Наконец, какие государственные активы могут, в первую очередь, заинтересовать частных инвесторов?
Более половины опрошенных (66% против 11%) уверены, что доход от предстоящего этапа приватизации не скажется существенно на увеличении бюджетных возможностей. Можно предположить, число разделяющих такую позицию было бы ещё больше, если бы отвечавшие приняли во внимание, что ожидаемый бюджетный дефицит в 2010 году (как и в прошлом) превысит 2 трлн рублей, в сравнении с которыми сама по себе немалая сумма в 100 млрд рублей превращается в весьма скромную (порядка 3,5 млрд долларов США). Ожидаемая бюджетная прибавка и вовсе смотрится как ужавшаяся шагреневая кожа, если учесть следующее обстоятельство. По данным журнала «Форбс», количество российских миллиардеров в 2009 году удвоилось (с 32 до 62), что означает увеличение доходов нескольких десятков человек на десятки миллиардов долларов, в то время как десятки миллионов малообеспеченных россиян нуждаются в социальной поддержке из средств бюджета.
Негативная общественная реакция (точнее, неприятие гражданами распродажи госсобственности в отсутствие обоснованных и публично обсужденных инвестпроектов по повышению эффективности приватизируемых объектов и неотвратимой ответственности за их невыполнение), вполне очевидны. Общество вряд ли забыло провальные итоги и скандалы прошедшей приватизации. А недавняя критика (жёсткая, но не более того) Председателя Правительства В. Путина, прозвучавшая в адрес олигархов, в очередной раз получивших «задаром» (по словам премьера!) крупные энергокомпании, и вовсе подрывает уверенность в целесообразности запланированных мероприятий.
Неудивительно, что 66% опрошенных против 17% считают, что частные собственники не повысят экономическую эффективность приватизируемых компаний. Еще больше – 77% против 11% – не верят, что возрастёт общественная полезность их деятельности. Более того, 71% (против 14%) уверены, что общество в целом не выиграет в результате очередного витка приватизации. Зато, по мнению 83% (!) респондентов, снова выиграют частные инвесторы. Полагающих, что новые собственники «сработают» себе в убыток, нет вовсе.
На вопрос «Согласны ли вы с президентом РСПП А. Шохиным, утверждающим, что в предыдущие годы государство распродавало имущество по принципу «на тебе то, что не жалко», 52% – согласились, 35% респондентов ответили отрицательно, 13% затруднились ответить. «Разбазаривать» госсобственность чиновникам и впрямь было не жалко – судя по размаху коррупции, надежды на вознаграждение обязательно исполняются.
Фактически в 90-е годы приватизируемые куски были достаточно жирными и не случайными: «уходили» выгодные объекты, принесшие громадные барыши так называемым стратегическим инвесторам даже без обещанных ими инвестиций. Неудержимый рост числа миллиардеров и миллионеров за прошедший период, сопровождающийся одновременно промышленно-технологической деградацией, убедителен и впечатляющ. Доходы от энергоресурсов в так называемые «тучные» (смотря для кого!) годы пошли либо в «госкубышки» (различные фонды), либо на личное обогащение – ведь именно в этом секторе экономики наблюдается максимальная концентрация сверхбогатых россиян.
Приводя данные о числе долларовых российских миллиардеров в 2009 году, журнал «Форбс» особо отмечает соответствие роста их численности повышению цен на сырьё. Подчеркнуто, что в отличие от наших разбогатевших соотечественников, активно уводящих капиталы за рубеж, подальше от России, американские миллиардеры вкладываются в национальную экономику. Остаётся горько иронизировать: все-таки «Форбс» ошибся, указав только на различия. Ибо инвестирование в американскую экономику миллиардеров двух стран очень даже объединяет. А тот факт, что в 2009 году российский ВВП сократился на 7,9% при дефиците бюджета 5,9%, убедительно свидетельствует о фактической приватизации природных ресурсов – общенационального богатства.
Если новое приватизационное цунами накроет страну, то, по мнению респондентов, будущих хозяев, в первую очередь, заинтересуют госбанки (74%), предприятия ТЭК (69%) ЖКХ (40%), социальная инфраструктура (23%). Но никак не мелочёвка в виде «свечных заводиков» (14%), а тем более убыточные предприятия (9%) – ради которых, собственно, и должна была бы затеваться приватизация.
В утверждённом плане приватизации федерального имущества на 2010 год и основных направлениях приватизации на 2011 и 2012 годы – небольшие предприятия: 88 предприятий агропромышленного комплекса, 38 объектов стройкомплекса, предприятия полиграфической промышленности, дорожного хозяйства. Особого энтузиазма и ажиотажа потенциальных приобретателей не отмечено. Скорее, они замерли в режиме ожидания относительно перспектив приватизации «стратегических тяжеловесов». Потому и не случайна оговорка, что при необходимости увеличить доходную часть бюджета, возможно даже, выставить на продажу инвестпакеты или непрофильное имущество Роснефти, Аэрофлота, РЖД, «Газпрома», Ростехнологий, других системообразующих госкомпаний.
Комментируя предстоящую смену собственников, специалисты указывают, что новых владельцев, в том числе зарубежных, будут, прежде всего, интересовать земельные участки под объектами. Иными словами, вполне ясно, что ещё нужно бизнесу и что в очередной раз снова рискует потерять общество. Ведь новейшая история российской приватизации наглядно демонстрирует, что не только природные ресурсы являются не возобновляемыми.