Можно ли на взыскиваемые по суду убытки начислить еще и проценты за пользование чужими денежными средствами? На этот вопрос ответил ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 25.01.2010 № Ф03-7781/2009 по делу № А51-5075/2009.
Индивидуальный предприниматель оказывал услуги по перевозке пассажиров. С городской администрацией он заключил соглашение о предоставлении льгот по обеспечению бесплатного проезда отдельными категориями граждан. Соответствующие суммы компенсаций предпринимателю должны были выплачивать из городского бюджета.
Шло время, предприниматель бесплатно возил льготников, но положенные компенсации не поступали на его счет. Тогда предприниматель отправился в суд.
Сначала бизнесмен пытался взыскать с муниципалитета и Минфина России (в лице территориального управления Федерального казначейства) задолженность в сумме причитающейся ему компенсации. Этот долг (в виде убытков) был взыскан в пользу предпринимателя.
Затем предприниматель снова обратился в суд с иском о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ (начисленными на сумму ранее взысканного долга) и о взыскании упущенной выгоды.
Эти требования суд отклонил. Он сослался на п. 50 совместного постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и п. 1 постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.98 № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами». Как разъяснили суды, проценты за пользование чужими денежными средствами, являясь мерой ответственности за неисполнение денежного обязательства, не применяются к отношениям сторон, не связанным с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга и носят зачетный характер по отношению к убыткам.
Суд решил, что, поскольку проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ, равно как и убытки, считаются мерой ответственности за нарушение гражданско-правовых обязательств (на это указывают положения главы 25 ГК РФ) и начисление процентов на сумму убытков нормами действующего законодательства не предусмотрено, взыскать проценты в данном случае нельзя.
Не удалось взыскать предпринимателю и упущенную выгоду — истек срок давности.
В соответствии со ст. 196 и 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года и начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. В данном случае — с момента просрочки поступления денежных средств от стороны по договору — городской администрации.
Обязанность компенсировать предпринимателю расходы, связанные с предоставлением льгот за 2004 г., возникла у городской администрации с учетом положений ст. 12 Бюджетного кодекса РФ по окончании финансового года.
По мнению суда, началом течения срока исковой давности следует считать момент, когда предприниматель узнал о нарушении своих прав, то есть с начала 2005 г. Но иск был заявлен только в 2009 г.